При всём многообразии надувных лодок правильный выбор судна, подходящего под ваши конкретные цели и задачи – не такое простое дело . Попробуем разобраться с этим вопросом и не наступить на грабли. Итак, поехали.
Небольшие водоёмы
Первое, с чем стоит определиться – это водоём, на котором планируется использовать лодку. Если это небольшое озеро, пруд, карьер или речка со слабым течением, вам будет вполне достаточно гребной лодки, тем более что по Правилам рыболовства использование бензиновых и электрических моторов на данных водоёмах в Ленинградской области, как правило, запрещено.
При выборе гребной лодки стоит обратить внимание на вклейку днища: чем выше оно расположено относительно нижней части баллона, тем лучше будут ходовые характеристики и курсовая устойчивость. Дело в том, что надувная лодка , причём любая – далеко не академическая байдарка, и идёт она, только когда вы работаете вёслами. Но здесь надо выбирать разумный компромисс: сильно поднятое днище влияет на удобство посадки.
Если вы остановились на гребной лодке , следующим параметром, который нужно будет выбрать, является размер. Здесь всё просто: стоит присмотреться к понравившейся модели максимального размера. Дело в том, что разница в весе и габаритах в сложенном состоянии между размерами, скажем, 200 или 300 см незначительна, но при этом степень удобства нахождении в лодке отличается уже существенно. Следует также помнить, что гребная лодка всё же – индивидуальное плавательное средство, и экипаж не должен превышать двух человек, несмотря на пассажировместимость, которая указана в паспорте судна .
Стоит обратить внимание и на тип палубы. Гребные лодки выпускаются или с реечным фанерным настилом, что позволяет спиннинговать в лодке стоя, или с надувным дном низкого давления, подходящим для любителей поплавочной или доночной снасти. Варианты без палубного настила я бы не рассматривал.
Большие водоёмы
Если всё же планируется посещать большие водоёмы, обратите внимание на возможность установки подвесного мотора. Скоростных рекордов не будет, а вот усилия , которые требуется приложить для того чтобы привести в движение лодк у, даже двухсильный мотор значительно сократит . Только перед тем как отойти от берега, всегда продумывайте , как вы будете выбираться назад . Погода может измениться довольно резко, и при ветре с берега вам может просто не хватить сил, чтобы вернуться туда, идя против ветра. И установленный мотор тоже может не спасти – гребная лодка всё же лёгкая и обладает большой парусностью.
Если вы собираетесь использовать лодку на средних и больших водоёмах, ваш выбор – моторная надувная лодка.
Причём чем крупнее водоём, тем больше должна быть лодка независимо от экипажа. Если, к примеру, для озёрно-речной системы Вуоксы подойдут лодки размером от 300 до 360 см с мотором в 5-10 л.с. , то для Ладоги или Финского залива минимальный размер должен начинаться от 360 см, и там следует использовать мотор от 9,8 л.с. Это очень серьёзные с точки зрения мореплавания водоёмы с непредсказуемой погодой и легко разгоняемой, причём за короткое время, метровой, а подчас и выше, волной.
На что стоит обратить внимание при выборе моторной лодки.
Первое – это размер. Несмотря на пассажировместимость, указанную в паспорте, с удобством расположиться в лодке размером 300-320 см может только одиночка, в крайнем случае – папа с ребёнком. В лодку размером 330-340 см с трудом, но поместятся двое. Идеальный размер для двоих – 360-380 см. Если вы сомневаетесь в моих словах, попробуйте в магазине расположиться в выбранной вами лодке с планируемым экипажем и снаряжением – и вам всё станет ясно. Не зря существует выражение «лодки много не бывает».
Немаловажные параметры правильной лодки – диаметр баллона и ширина кокпита. Диаметр баллона влияет на мореходные качества: чем он больше – тем лучше. Но! Большой баллон обладает и более значительной парусностью, что влияет на курсовую устойчивость. Золотая середина здесь: 43-46 см для лодок размера 300-340, 46-50 см для лодок размера 360-420 и 55-60 см для лодок размера 480-550. С точки зрения комфорта: чем шире кокпит, тем лучше. Но не стоит забывать и о ходовых характеристиках – отношение ширины лодки к её длине должно быть больше 1:2 . При меньшем со отношении лодка будет рыскать на курсе и плохо выходить в режим глиссирования.
Вид палубы
В моторных лодках , как правило, используются 3 типа палубы: жёсткий фанерный или алюминиевый настил, надувное дно низкого давления и надувное дно высокого давления (аирдек). Жёсткий настил более надёжен, на нём удобно стоять в лодке, но он требует предварительной сборки, хотя, если всё делать правильно, время на его сборку-разборку составляет несколько минут. Надувное дно низкого давления (НДНД) не требует сборки – надул и поехал, но менее надёжно, обладает плохой ремонтопригодностью в полевых условиях, да и стоять на такой палубе хоть и можно, но всё же не так комфортно, как на жёстком настиле . Палуба высокого давления (аирдек) обладает жёсткостью фанеры, но при надувании требует использования специального ножного или электрического насоса высокого давления. Ремонтопригодность такой п алу бы в полевых условиях практически никакая: мелкую пробоину ещё можно заклеить, а при больших повреждениях проще заменить её всю целиком.
Мореходные качества
Хорошие мореходные качества лодки принято определять по килеватости: чем больше килеватость, тем лучше. Это не совсем верно. Дело в том, что любое надутое тело стремится приблизиться к форме шара. Кильсон большого диаметра перестаёт резать воду – он её давит. В своё время были попытки сделать кильсон в форме перевёрнутой восьмёрки по сечению, но конструкция получалась сложной и ненадёжной, поэтому не прижилась. Так что килеватость в носу или в миделе лодки – величина относительная. А обратить внимание стоит на килеватость на транце: чем она выше, тем мягче лодка будет идти по волне. Также стоит обратить внимание и на форму транца. Транец с килеватостью в форме « крыло чайки» наиболее эффективен с точки зрения гидродинамики – достигается компромисс между снижением энергозатрат на движение лодки, управляемостью, курсовой устойчивостью и комфортом хода по волне.
На что ещё обратить внимание при выборе лодки? На комфорт нахождения в ней. Чем выше расположена банка над палубой, тем удобнее будет сидеть в лодке. Крепление банок по принципу ликтрос/ликпаз позволяе т установить банки так, как вы хотите . Наличие в лодке дополнительных ручек и лееров позволит держаться за них при движении. Плавный крой баллона лодки с подъёмом в носовой части уменьшает забрызгивание. Сварные швы способны лучше противостоять высоким температурам, чем клееные, что актуально при использовании лодки на юге, например в Астрахани.
В заключение хочу отметить, что выбор лодки – дело индивидуальное. У всех разные пристрастия. Также это всегда компромисс между множеством параметров, и всем дать единую рекомендацию не получится в принципе. Кому-то нужна высокая мореходность, кому-то – скорость и управляемость, а кто-то ловит рыбу в пруду на поплавок…
Александр Кулагин
Читайте и подписывайтесь на журнал Рыбалка GROUP . Ставьте лайки, если вам понравилась статья – это очень мотивирует вести канал дальше )))
Советуем почитать:
👉 Как прибавить скорость на ПВХ-лодке. Ох уж эти сказочки!!!