Найти тему

Как работать на интерактивной доске… без доски

Мечта каждого второго учителя — интерактивная доска — доступнее, чем кажется. Предлагаю рассмотреть этот феномен подробнее.

Фото с ресурса Pixabay. Автор - Tomasz Mikołajczyk
Фото с ресурса Pixabay. Автор - Tomasz Mikołajczyk

Конечно, чтобы пользоваться всеми преимуществами этого чуда техники, вам понадобится одна такая малость… Ну, не малость, конечно… Это я горько шучу. В общем, помимо компьютера, нужен проектор.

Если у вас есть проектор, то и доска почти у вас в кармане. Потому что интерактивная доска — это просто очень большой сенсорный экран. И в паре «Компьютер-Доска» главным является все-таки компьютер. А следовательно, его программное обеспечение.

Поэтому для пользования интерактивной доской нужна не сама доска, а программа, в которой происходит работа на доске. Заметьте, не доски, а на доске.

Программа позволит вам копировать и/или перетаскивать объекты, рисовать фигуры, вызывать изображения на экран в произвольном порядке — все то, что недоступно нашей «любимой» PowerPoint.

А проецировать все это можно на обычный экран, на стену, да хоть на простыню (помните, диафильмы в детстве на простынях смотрели? или хотя бы слышали о том, как мы это делали?)

Единственное, что будет недоступно, так это писать на такой импровизированной доске. Как и работать по ней пальцем/стилусом. Работать нужно будет мышкой, желательно беспроводной.

У меня интерактивная доска Smart появилась лет тринадцать назад. Их тогда в школу привезли всего пять штук: три в началку, одну в кабинет информатики, и еще одну думали, кому отдать.

Я мимо шла, когда завхоз рассматривал стилусы для нее. Если бы стилус был один, как для современных досок, он бы сразу понял, что это такое. Но их было четыре, разных цветов, и выглядели они как фломастеры. Но не писали. И тогда я сказала, что они бутафорские, писать сами не должны, писать за них программа будет.

И доску отдали мне как «понимающей».

Доски-то нам пятерым повесили, но мы их года три использовали как экраны для демонстрации презентаций, состряпанных в PowerPoint. А хотелось бы такое дорогое оборудование по-человечески эксплуатировать.

Но никто не знал, где взять программу для них. И вот случайно я узнала о существовании программы ActivInspire. Мне показали буквально несколько приемов: контейнеры, волшебный карман, ластик, наложение полупрозрачных фигур — и я влюбилась.

Но эта программа совсем от другой доски. «Ну и что? - сказали мне. - Скачивай, работать будет!»

Если в вашей школе есть хотя бы одна интерактивная доска, к ней полагается несколько (обычно 10) ключей. Спросите у учителя информатики или системного администратора, можно ли воспользоваться одним из этих ключей. Доступом к ключам является номер доски.

Итак, вы скачиваете на свой компьютер программу от интерактивной доски. Подключаете проектор и беспроводную мышь. Можно и проводную, но тогда работающий на «доске» должен находиться рядом с компьютером. Беспроводная мышь дает возможность отойти куда-нибудь в сторону или дать ее ученику. И проецируете свое произведение на любую подходящую поверхность, будь то простыня, стена, маркерная доска или интерактивная доска совершенно другой модели.

Теперь немного о «произведении». То, что в программе PowerPoint называют презентацией, здесь называется флипчартом, а отдельный слайд - страницей флипчарта или интерактивным плакатом.

Плакат - потому что наглядность, интерактивный - потому что ученик может с ним взаимодействовать.

Как и презентацию, флипчарт нужно заготовить заранее. Но есть серьезное отличие. Презентация подразумевает, что в ходе урока ничего не меняется. Чтобы переставить слайды прямо на уроке, или пропустить что-то, или вернуться назад, нужно выходить из режима демонстрации и тратить время на поиски нужного места. Кроме того, для зрителей очевидно, что что-то пошло не так.

У флипчарта режим демонстрации практически не отличается от режима разработки. Слева от вас все ваши слайды (пардон, «сцены»), поэтому при необходимости можно легко вернуться назад или ускакать вперед, и никто ничего не заметит. И что очень важно: вы вернетесь и найдете свой слайд именно в таком виде, в каком оставили. Зрители уверены, что так и задумано.

Но главное удобство флипчартов — возможность заготовить задания с обратной связью. При правильном выполнении задания ребенок или звук соответствующий услышит, или увидит, что картинка закрепилась на месте, а не вернулась обратно. Есть и множество других приемов для обратной связи, но их лучше смотреть своими глазами, а не читать в Дзене)

Основной (но далеко не единственный) прием работы во флипчартах - Drag&Drop - "Бери и тащи". Конечно, его красиво подавать при помощи стилуса, любой ручки, карандаша или просто палочки. Или даже пальцем. Но это если у вас есть настоящая интерактивная доска. Если вы проецируете флипчарт на простыню, то вам просто придется воспользоваться мышью.

Например, когда моя доска несколько раз зависала намертво, я просто опускала перед обычный виниловый экран, подкручивала резкость на проекторе и продолжала урок уже на этом экране. И дети брали мышку и успешно перетаскивали нарисованные объекты в нужные места. Для кинестетиков, кстати, весьма полезное упражнение. А то обычно мы подаем информацию в виде, удобном только для визуалов и аудиалов.

Так что не расстраивайтесь, если судьба обошла вас интерактивной доской. Сделайте ее сами из связки компьютера с проектором. Главное — программное обеспечение.

Разумеется, я знаю, что у многих нет проектора. Но в любом случае, он дешевле доски, и можно добиваться его установки хотя бы в пару школьных кабинетов. Тем более, что и нужен-то он, по большому счету, только для естественнонаучных предметов.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.