Найти тему
Журнал не о платьях

«Я в шутку родился, в шутку жил и в шутку хочу умереть». Легенда Риги Карлис Падегс

Источник фото: spoki.lv
Источник фото: spoki.lv

Трагическая судьба известного художника

Часть 3. Начало ЗДЕСЬ

Пудра, опиум, скандалы и грёзы

Свою первую выставку Падегс устроил вместе с сокурсником Валдисом Калнрозе в 1933 году в кафе Dancing Palace на улице Элизабетес (позже -- "Молочный ресторан"). Выставочные работы Падегса шокировали публику. Особый скандал вызвал его автопортрет, где он изобразил себя обнаженным, в бесстыдной позе. Девушки краснели, полиция потребовало бесстыдство немедленно убрать. Кто бы мог придумать лучшую рекламу?

Верхняя часть автопортрета
Верхняя часть автопортрета

И все же Шарль перегнул палку: почти у каждого образа фривольной девицы было лицо Птички – что для нее самой стало невероятным шоком! Слухи моментально поползли по всей Риге, многие отказывались подавать Падегсу руку. Птичка была раздавлена, грозилась судом. Да, он просил ее позировать, но она отказалась. Самое фривольное, что она себе когда-то позволила, это фото в стиле ревю: Птичка была одета в комбинацию и чулки с кокетливыми подвязками, а Шарль был в своей испанской шляпе.

"Мадонна с улицы Марияс". Верхняя часть работы Карлиса Падегса сейчас используется на подставках под бокалы. Источник фото: picclick.co.uk
"Мадонна с улицы Марияс". Верхняя часть работы Карлиса Падегса сейчас используется на подставках под бокалы. Источник фото: picclick.co.uk

Падегс обещал Маргарите, что перерисует лица. Но сделанного не воротишь – их дружбе пришел конец.

Шарль и Птичка. Фото из журнала ЛИЛИТ
Шарль и Птичка. Фото из журнала ЛИЛИТ

Весной 1934 года состоялась выставка Падегса и Калнрозе «Под липами» в Верманском парке. И эта выставка не обошлась без скандала. Взволнованная пресса сообщила, что некий хулиган бросил камень «прямо в грудь автопортрета» Падегса. Однако кое-кто шептался, что, скорее всего, это был очередной рекламный трюк самого художника. Еще через два года Падегс сделал свою первую и единственную персональную выставку в танцевальном салоне Лидии Шмидт на бульваре Райниса. На этот раз пресса сообщила, что по окончании выставки Падегс намерен уехать в Америку, где его искусство понимают лучше. Говорили, что он и правда хотел уехать, но прощальная вечеринка с друзьями затянулась и утренний корабль ушел без Шарля.

Это не было кокетством. Многие признавали, что для Падегса Рига была чересчур мещанской. Здесь он ощущал себя одиночкой – да и был таковым.

Прощальный карнавал

В конце 1938 года Падегс объявил о помолвке с Эльвирой Бертой Феодорович. Ему было 27, ей – 24. Для многих этот брак был загадкой – Эльвира, скромная служащая фабричной конторы, казалась тихой серой мышкой. К тому же была нервозной и болезненной, да еще и экзальтированной – мечтала уехать миссионером в Бразилию. Но у этих двоих было общее – туберкулез, которым с ранней юности болела и Эльвира. Многие думали, что она вышла замуж за Падегса из сострадания.

Эльвира. Фото из журнала ЛИЛИТ
Эльвира. Фото из журнала ЛИЛИТ

По рассказам, их свадьба, после которой не осталось ни одной фотографии, что было для Падегса нехарактерно, была необычно стилизована: Падегс был одет в белый фрак, Эльвира – в черное платье. В свадебную карету были запряжены белый и черный конь. Короткая совместная жизнь молодоженов была тихой и отстраненной. В обществе Падегс все чаще появлялся один – лицо его становилось все более осунувшимся. Все чаще его видели кашляющим в платок. Сначала люди думали, что это очередное чудачество, но слухи о его болезни расползались по городу.

Накануне Второй мировой войны народ забывался в отчаянном веселье, будто перед всемирным потопом. Все увеселительные заведения были переполнены. Но Падегса такой образ жизни больше не зажигал – ему становилось все хуже. Утомленный болезнью и городской суетой, он уехал в сельский дом в надежде восстановить силы. Вернувшись к осени в Ригу, он появился на людях в новом задорном образе – загорелый до черноты, в матросской куртке, в жокейской кепке и с папиросой в зубах.

Он отчаянно много пил, бесстыдно флиртуя со смертью, которая уже поджидала его на пороге. В свое время он любил поиграть словами: «Я в шутку родился, в шутку жил и в шутку хочу умереть». Но вместо шутки получил долгую агонию. Падегс хотел доиграть свою роль до конца, но силы его подводили – даже в кафе Шварца он мог прийти теперь лишь в сопровождении друзей.

Чем слабее становилось его здоровье, тем меньше он работал. Он замкнулся, отстранился от всего, что некогда было ему дорого. Незадолго до смерти он повстречал Птичку и признался ей, что больше не может играть и притворяться.

Шарль ушел из жизни в ночь на 19 апреля 1940 года. Тогда за окном неожиданно рано и мощно прогремела первая весенняя гроза. «Выключи радио, поговорим, – попросил он Эльвиру, и когда она подошла к его постели, с трудом сказал: тут кое-кто умирает… Я умираю».

Война вновь изменила мир до неузнаваемости, и Падегс на многие десятки лет ушел в забвение – вместе с Ригой, какой она когда-то была. Пока не был открыт заново – уже как легенда. На бульваре Меркеля, где когда-то проходила его знаменитая выставка «Под липами», уже десять лет стоит небрежно-элегантный Шарль в бронзе – денди навсегда, с неизменной гвоздикой в петлице.

Фото: lv.m.wikipedia.org
Фото: lv.m.wikipedia.org

Было интересно? Подпишись на наш канал!

Антра Була (с) "Лилит"

В создании материала использованы книги: Jānis Kalnačs "Arī sapņu zīmētājs" и "Variācijas par Kārļa Padega tēmu".