Найти тему
Ваш Реставратор

Как денди лондонский одет: юбилейный "Евгений Онегин" в новом перпелете

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, 1899 г.

Эта книга в первые за 122 года жизни "оделась" в переплет.
Эта книга в первые за 122 года жизни "оделась" в переплет.

Мир знает множество интересных изданий пушкинского романа в стихах “Евгений Онегин”. Только в нашей мастерской побывали несколько миниатюрных книг и даже самое маленькое в мире издание этого романа, выполненное Шольцем. Но на этот раз мы реставрировали издание, которое было задумано, подготовлено и исполнено так, чтобы – само по себе – стать произведением искусства.

В 1899 году – к 100-летнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина – готовились многие юбилейные издания. Миниатюра Шольца, кстати, была приурочена к этой же дате. Готовили свое издание и дамы из Первого дамского художественного кружка.

Кружок этот, образованный в 1882 году усилиями художницы Пелагеи Петровны Куриар и княгини Анны Александровны Имеретинской, стал замечательным обществом художниц и любительниц искусств. Среди фамилий его участниц-основательниц – весь цвет российского дворянства: Гагарина, Голицына, Гончарова, Ермолова, Врангель, Бруни, Пален, Мусина-Пушкина, Толстая и тд. А среди почетных членов были 6 представителей дома Романовых, включая великого князя Владимира Александровича.

Кружок собирался каждую неделю для совместного занятия живописью и скульптурой, а также прочих развлечений в сфере искусства: иногда это были “живые картины”, порой – музыкальные вечера. Первоначально встречи проходили – с разрешения великой княгини Екатерины Михайловны – в Михайловском дворце. После ее смерти в 1894 году начали встречаться в стенах Императорского общества поощрения художеств. А позже дамы “переехали” в Юсуповский дворец на Литейном.

Но целью существования Кружка были совсем не развлечения. Устав Кружка подразумевал как “художественное развитие вообще”, так и конкретные действия. Во-первых, передавать все созданные в рамках Кружка произведения в распоряжение Кружка. И ошибкой будет думать, что эти произведения не имели ценности. Среди участниц были и признанные, участвовавшие в международных выставках художницы . И просто великолепные рисовальщицы. В Кружок в том числе входили женщины с “художественными” фамилиями – Бенуа, Крамская и другие. Просто время было такое, прославить эти имена смогли только мужчины. А творчество дам, часто – минуя музеи – отправлялось в частные собрания, тихо радовать своих владельцев.

Ежегодно Кружок устраивал выставки этих, а также пожертвованных в его распоряжение произведений. Обычно эти мероприятия преурочивались к празднованию Пасхи. А сами выставки посещали члены императорской семьи. Так кружок выполнял свою основную миссию – продавать свои произведения с отчислением средств в свой Благотворительный фонд, а также заниматься любым другим видом краудфандинга. К примеру, ежегодно Кружок получал пожертвования от императора Николая II – в размере 500 рублей, от императрицы Александры Федоровны – 300 рублей.

Этот благотворительный фонд, пожалуй, и был основной целью работы Кружка. И работал он исправно, помогая выживать многим бедствующим художникам и их семьям. За годы существования Кружка на эти нужды было потрачено 100 тысяч рублей. На средства фонда обучались в гимназиях и получали стипендию дети художников. Этой возможностью, кстати, воспользовался сын художника-передвижника Михаил Зощенко, будущий писатель-сатирик. А в 1909 г. Николай II пожертвовал Кружку землю в районе Гатчины для организации дома престарелых для художников в возрасте.

Кроме финансовой благотворительности Фонд Кружка занимался и прикладной помощью: было основано Санкт-Петербургское общество поощрения женского художественно-ремесленного труда, художественная мастерская и “Школа народного искусства”.

А еще – с теми же благотворительными целями – Кружок занимался изданием как художественных альбомов, так и других изданий. И вот мы возвращаемся к нашей прекрасной книге. Это издание было украшено многочисленными изящными иллюстрациями, выполненными в акварельной технике участницами Кружка. Рисовали для этого издания Вера Федоровна Граве, М.А. Бруни, баронесса Екатерина Карловна Врангель, А.Г. Гирш, Э.Н. Досс, Софья Ивановна Крамская, В.А. Лорис-Меликова, баронесса Мария Ивановна фон-дер Пален и другие. Портрет Пушкина на фронтисписе был срисован с одного из последних прижизненных портретов авторства Т.Райта.

Некоторые иллюстрации заслужили расположиться на отдельном листе мелованной бумаги с калькой. Какие-то – украсили начало глав. Некоторые были использованы на странице рядом с текстом. А некоторые рисунки были выполнены как фон для текста. И такое оформительское многообразие – тоже часть художественной задумки дам из Кружка.

Кроме великолепного исполнения это издание прославилось и тем, что его текст отличался от “канонического”: у романа появилась IX глава, которой не было в авторской публикации. Ее привели по списку академика А.Ф.Бычкова, впервые опубликованного за год до выхода книги, в 1888 г. Также в конце книги приведены строфы, которые сам Пушкин в прижизненных изданиях исключил из разных глав романа при редактировании.

Один из разворотов книги.
Один из разворотов книги.

Необычный формат издания, сложный шрифт и многие другие незаметные непрофессиональному глазу детали говорят о высочайшем качестве и вероятной дороговизне такого производства. Возможно, еще и поэтому с переплетом дамы решили не изощряться. Единообразного переплета у этих книг найти невозможно – каждое подобное издание подразумевало, что владелец “оденет” его в свой владельческий переплет. Поэтому книгу оставили в хлипкой издательской обложке – и к нам на реставрацию попала книга, которую так и не переодели.

Еще один разворот – иллюстрация на отдельном листе мелованной бумаги, защищенная калькой.
Еще один разворот – иллюстрация на отдельном листе мелованной бумаги, защищенная калькой.

Всего было выпущено 3050 экземпляров. 3 тыс. книг вышли на слоновой бумаге – это книжная бумага высшего качества, признанная также рисовальной. Плотная и гладкая, она применяется для издания дорогих и сложно оформленных книг. Основной тираж поступил в продажу по цене 3 рубля 50 копеек. 5% стоимости каждой книги шло в Благотворительный фонд Кружка.

По 25 экземпляров номерных экземпляров были выпущены на китайской и японской бумаге. Эти книги предназначались в дар самым знатным и щедрым жертвователям.

Вот с таким интересным и необычным, довольно редким в наши дни изданием нам посчастливилось работать. Подробное описание работ вы найдете в опубликованном вчера ролике – обязательно посмотрите, если еще не успели.

А мы гордимся тем, что нам выпала возможность придумать и изготовить для этого издания его первый переплет. Теперь эта изящная книга будет главным украшением частной коллекции.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉YouTube 👉Facebook