Ландшафтный (полудикий) Шуваловский парк на севере Петербурга таит в себе множество неожиданных открытий. Про готическую православную церковь и микроскопический обитаемый остров я уже писал, ссылки вы найдёте в конце статьи. Пришло время рассказать о главном, открыточном виде парка: горе Парнас и "наполеоновских" прудах у её подножия.
Гора Парнас — рукотворная, насыпная, и вообще это, конечно, холм, а не гора. Своё название холм получил в честь древнегреческой обители муз и места жительства Аполлона, бога искусств.
В конце 19 века здесь было очень красиво: на вершине холма стояли ротонды и скамейки, сидя на которых гости усадьбы любовались закатами, а на склоне были террасы с кустами сирени. Сейчас следы этих террас хорошо заметны зимой, на фоне белого снега.
В середине 18 века на территории Шуваловского парка существовало несколько карьеров, в которых добывали глину. По приказу первого владельца парка графа Петра Ивановича Шувалова эти карьеры углубили и превратили в два пруда. А вырытый грунт использовали, чтобы создать гору Парнас.
Но популярным местом отдыха представителей "света" она стала не сразу, а только в начале 19 века. В то время парком владел внук его основателя, герой войны 1812 года и видный масон Павел Андреевич Шувалов (член капитула "Феникс" с орденским именем Рыцарь факела истины). Он превратил один из склонов горы в символ масонства, придав ему форму чёткого треугольника.
Он же дал название и прудам у подножия горы — Шапка Наполеона и Рубаха Наполеона. Есть история, объясняющая появление этих названий:
Граф Павел Шувалов в 1815 году сопровождал поверженного Наполеона в ссылку на остров Эльба. В дороге граф защитил бывшего императора от толпы роялистов, пытавшихся убить Наполеона, за что получил от того в подарок саблю.
Дарил ли Наполеон графу Шувалову свою треуголку и рубаху — неизвестно. Но пруды к этому моменту уже существовали, на саблю ни один из них не походил, а вот предметы гардероба увидеть в их очертаниях было можно. Можно сказать, что шляпу и рубаху натянули на уже существовавшие пруды, так что не удивляйтесь тому, что сходство тут весьма условное.
Пруды, кстати, получились разноуровневыми: тот, что ближе к Парнасу на 3 метра выше, поэтому можно говорить о каскаде прудов. А сама гора имеет высоту около 60 метров.
Есть мнение, что раньше с неё был виден Финский залив. Теоретически это возможно: при высоте наблюдателя 60 метров линия горизонта находится на расстоянии в 29 км от него, а до залива всего 20 км. Но я всё же сомневаюсь, что кто-то мог что-то там рассмотреть. А вот увидеть купол Исаакиевского собора было реально. До него 15 километров, и он ярко блестит в солнечный день. Сейчас, к сожалению, Исаакий не видно — закрывают высокие дома.
Ограниченный по дальности обзор не мешает красивому виду на парк, пруды и Суздальское шоссе с его новостройками. С марта по октябрь закат плавит оконные стёкла этих домов, создавая роскошный вид. Само заходящее солнце с вершины горы видно только зимой, в другое время его скрывают деревья западного склона.
Больше видов на гору и пруды вы найдёте в этом коротком видео:
Резюме
Если где-то в статье вы увидели историческую неточность, или если вы можете дополнить статью каким-то интересным фактом, обязательно пишите в комментариях под статьёй!
А вот и ссылки на обещанные статьи:
✔️ Церковь Петра и Павла в Шуваловском парке
✔️ Загадочный обитаемый остров на севере Петербурга