Найти тему
Любитель балета

Ожившая скульптура: «Триптих на темы Родена» балетмейстера Л. Якобсона. Такую красоту вырезать из кино...

Оглавление

Давным-давно... а впрочем, не очень... наступил в СССР и всем мире новый 1959 год. И вскоре 6 января ленинградцы и гости города, балетоманы и просто зрители собрались в театре оперы и балета имени Кирова. Давалось представление с необычным названием и формой…

В то время в почете были большие сюжетные балеты, чаще трехактные. Одноактные, коих адептом был М. Фокин, стали редкостью. И вдруг зрителям предложили форму еще меньше – да, сюжетную, но всего на 2–5 минут каждая. «Хореографические миниатюры» – так назывался тогдашний вечер. Антрактов по-прежнему было два, около 6 миниатюр составляло одно отделение. Номера объединял только их постановщик – автор необычного балета «Спартак» (1956), известный строптивец Леонид Якобсон.

После первого антракта, в самом сердце представления зрителей ждал изрядный сюрприз. Перед ними предстал «Триптих на темы Родена». Какими скульптурами О. Роден больше известен? То-то и оно. Но это была, как ее называли, оттепель, ничего особо страшного, да и скульптор признанный.

Три миниатюры были поставлены на музыку различных произведений импрессиониста К. Дебюсси в 1958 году, специально к спектаклю. Артисты были одеты в практически одинаковые одежды – белые хитоны вроде античных. Правда, хореограф хотел комбинезоны телесного цвета, имитирующие наготу, но ... не всё же разрешали. Не все коту в оттепель масленица. Артистки выступают не в пуантах, у них имитация босой стопы. Танец не классический, свободная пластика. В итоге весь облик исполнителей очень естественный, и вообще все три миниатюры выполнены в одной стилистике. Триптих все же.

«ВЕЧНАЯ ВЕСНА» (музыка – «Арабески» Дебюсси)

Первой эту миниатюру танцевали красавица Нинель Петрова и Анатолий Нисневич.

Н. Петрова и С. Викулов в "Вечной весне" (mariinsky.ru).
Н. Петрова и С. Викулов в "Вечной весне" (mariinsky.ru).

Нинели Александровне сейчас 97 лет, и видеопленка ее танец не запечатлела. В фильме-балете в этом номере снялась замечательная Ирина Колпакова с тем же Нисневичем. А помогать мне в обзоре будет искусствовед Г. Добровольская. Всем трем дамам дай бог здоровья.

«Вечная весна» – это экспромт о первой любви. Прозрачная, струящаяся музыка «Арабески» Дебюсси подсказывает настрое­ние, и в пластике как будто «слышится» молодой радостный смех. Юноша догоняет девушку, а она то приостанавливается, то снова убегает, отклоняется от его ласк и смятенно наслаждается его влечением. Она отстраняется от его поцелуев, а все суще­ство ее переполнено ожиданием, смехом, радостью.
Словно в лесу или на берегу речки разворачивается счастли­вая, безмятежная идиллия. Забываются театр, рампа, исчезают сценические условности. Да и есть ли они, эти условности? Остается впечатление, что герои ведут себя, как в жизни, по­слушные логике чувств и отношений. Их ноги, руки, тела – в на­туральном положении, ни разу нога не поднимается выше, чем это требуется для шага или бега, даже в совокупности движе­ния не обретают специфически танцевальной манеры. Истоки этой пластики очевидны – они почерпнуты у Дункан, в античных балетах Фокина, в лексике многочисленных ритмо-пластических школ 1920–1930-х годов. Да и содержание «Вечной весны», взятое в отрыве от последующих миниатюр «Триптиха», не да­леко от весенних экспромтов Дункан со сбором цветов и пе­нием птиц.

Это (курсивом) написала не я, а Добровольская. Я лучше не скажу. Но от себя могу добавить, что танец Дункан сохранился минимально, но на него свет проливают хотя бы номера, вдохновленные ее творчеством. А номер Якобсона мне нравится. Исполнители на высоте. Впрочем, без этого у него трудно, иначе магия уйдет, и останется лишь аллюзия на скульптуры, но без особого содержания. Кстати, от «Вечной весны», имея ввиду скульптуру, осталось только название. Резвящиеся на природе юноша и девушка вроде как стремятся принять позу скульптуры, но этого не происходит.

«ПОЦЕЛУЙ»

Исп. Алла Осипенко и Всеволод Ухов. Музыка – «Лунный свет» Дебюсси

Здесь я вынуждена попросить отмотать на 50-ю минуту.

Якобсон трактует этот номер, как полдень чувств. Характерно, что не страсть интересует балетмейстера. Здесь нет необуздан­ных порывов. Любовь предстает умудренной, проверенной, как высшее взаимопонимание любящих. Женщина приникает к муж­чине, словно рассказывая о чем-то переживаемом, о сомнениях, несчастьях, надеждах. Он понимает ее с «полуслова», его любовь и нежность сочетаются с покровительством сильного. И под влия­нием его чувства женская жалоба оборачивается благодар­ностью, и житейские невзгоды отступают перед силой и вели­чием любви.

Исчерпывающе: любовь уверенная, спокойная, доверяющая. От себя дополню только, что вот в этом номере одноименная скульптура Родена оживает, это будет и в третьей миниатюре.

«ВЕЧНЫЙ ИДОЛ»

На музыку романса Дебюсси «Прекрасный вечер». Исп. Алла Шелест и Игорь Чернышов. Эта же видеозапись есть и в вышеприведенном документальном фильме (или скорее передаче) о Якобсоне 1975 года, прямо вслед за «Поцелуем».

«Вечный идол» рассказывает о последней любви, после кото­рой уже нет и не может быть места другим чувствам. Здесь возникает настроение предзакатное, сумеречное. <…> Мужчина поднимает женщину на руки и несет благо­говейно, бережно. Она почти неподвижна и, кажется, ко всему безучастна. Поглощающее самосозерцание в этой неподвижности тела, в остановившемся, словно повернутом внутрь души взгляде. Но вот женщина начинает отстраняться от ласк мужчины. Го­лова ее отворачивается, тело ускользает, руки отталкивают. Мучительная душевная борьба накладывает печать на все ее движения, на все ее существо. Вдруг, словно не выдерживая этой борьбы и поддаваясь слабости, она прижимается к спине склонившегося перед ней возлюбленного, гладит его руками.
«Вечный идол», в такой же степени как образ Эгины, связан с индивидуальностью его первой исполнительницы А. Шелест. В скупых, исполненных сдержанной страсти движениях раскры­вается сложная, мятущаяся душа, обездоленная или трагически сломленная действительностью. Но натура героини Шелест так значительна, что проносит величие и красоту через все испы­тания.
(Г. Добровольская)
Исходная (и финальная) поза "Вечного идола". Но это А. Осипенко и Д. Марковский. Фото: belcanto.ru
Исходная (и финальная) поза "Вечного идола". Но это А. Осипенко и Д. Марковский. Фото: belcanto.ru
А этой позой вполне мог вдохновиться один французский албанец, исполняемый и в России )) Стоп-кадр.
А этой позой вполне мог вдохновиться один французский албанец, исполняемый и в России )) Стоп-кадр.

Пожалуй, мне эта часть триптиха нравится больше всех. Или это в том числе от восхищения Аллой Шелест? До чего ж хороша!

А. Шелест и И. Чернышов в "Вечном идоле". (Яндекс-картинки).
А. Шелест и И. Чернышов в "Вечном идоле". (Яндекс-картинки).

И это вроде чуть ли не единственная сохранившаяся запись ее танца. Упоминающаяся Эгина – в «Спартаке» того же Якобсона, это было тремя годами ранее (1956). Повезло Якобсону с исполнительницей.

У меня от «Вечного идола» возникло ощущение, что трагизм такой любви в том числе в том, что женщина значительно старше мужчины. Хотя на видео качеством «так себе» и не видно, что в реальности так и есть: Чернышову на момент съемок (1960) было 23, Шелест 41. Так еще и потом оказалось, что критики считали так же (значит, легко считывается): «Большая разница в возрасте придавала настроению номера еще большую безнадежность». А может, такая ассоциация также и от тогдашнего союза Шелест с Григоровичем, который младше на 8 лет (потом их дороги разойдутся).

О своем понимании номера Шелест вспоминала: «Неисчерпаемый мотив искусства – тема любви – трактуется в «Вечном идоле» как мудрость чувства в сочетании с всепоглощающей страстью. Два начала смыкаются в замкнутый круг фатальной неизбежности извечных взаимоотношений мужчины и женщины. Светлый трагизм единства двух начал приобретает духовный смысл бытия...».

------------------------------------------------------------------

Как мы видим, концепция «Триптиха» может рассматри­ваться как три вехи жизни мужчины и женщины, как три цвета чувств. Номера парные, и мне не известны случаи, чтоб их танцевала когда-нибудь подряд в одном представлении одна пара. Еще бы! Это разные пары. Первой паре можно сказать, указуя на 2-ю и 3-ю: такими вы будете. Может даже и по отдельности друг от друга, увы. А третьей паре – такими вы были. Может быть.

Впрочем, возможны и иные толкования «Триптиха» (но мне они не знакомы).

Он требует от исполнителей быть значительными артистическими личностями. Иначе эффект будет не тот. И я совершенно не зря привожу именно эти видео, с трудом отыскивания их, а то и не находя отдельно отрезанных. Они из фильма-балета 1960 года «Хореографические миниатюры». Впрочем, все ли?

Завершу я эту статью о поэзии чувств прозой, которую, написанную чуть ранее, больше некуда, кажется, пристроить. Не знаю, любите вы этот жанр или нет, но сейчас будет небольшой рассказ из серии «как я провожу научные / околонаучные исследования и как с трудом распутываю клубки».

А началось с того, что я посчитала сколько было в фильме номеров. 16. Но не пропускаем же мы совсем уж мимо глаз начальные титры, верно? Они завершаются известной фамилией – А. Шелест. Фамилия есть, а самой ее нет! В конце участников представляли, и мы видим, что в фильме она не танцевала. Что за чудо?

Насмотренный глаз решает пересмотреть в начале фильма «парад» участников. И что же он видит? Среди знакомых видит каких-то посторонних персонажей – незнакомых и знакомых одновременно. Незнакомых – потому что в фильме их не было. Знакомых – потому что ну я же не только это кино смотрела. Читала, видела фотографии, и вижу что стоят перед нами все три пары из «Триптиха на темы Родена» («Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол»), хотя в фильме есть только «Вечная весна», а еще стоит пара из номера «Слепая».

Кто и пошто их выкинул?! Аааа!! Ищи их теперь!

Зря ныла. Нашла легко, хоть и не все. Даже внутри передачи нашла. Вот только древней «Слепой» поиски успехом не увенчались (но хоть современные есть). А вот по «Вечному идолу» и «Поцелую» по их внешним данным (черно-белые, с декорационным фоном) видишь, что они ну очень похоже что из фильма. И титры не забываем. И что порой, если прислушаться, чувствуются склейки.

Итак, в фильме было 19 номеров, но 3 почему-то выкинули.

А я не знаю почему, и не нахожу чтоб кто-то об этом писал. Неужели думали «телевизор же и дети смотрят?». Вообще-то ничего страшного нет, но почему в фильме не оказалось? Сразу после смерти Якобсона они все же увидели свет в приведенной передаче.

Обидно за исполнителей, за Леонида Вениаминовича. Его жизнь – бег с препятствиями. Здесь можете у меня почитать, как позже «не пущали» его «Минотавра и нимфу». Вообще, на канале среди свежих статей есть обзоры большинства миниатюр Якобсона – «сериал» перевалил за половину.

Спасибо за внимание!