(Плач Иеремии 3:22-39)
У женщины среднего возраста обнаружили раковую опухоль. Ей назначили операцию с последующей химиотерапией. После операции ее привезли в палату, где ее близким позволили быть с ней, пока она не отойдет от наркоза. Когда через какое-то время сознание вернулось к ней, она огляделась и увидела в комнате членов своей семьи. Женщина улыбнулась и сказала: “Благ Господь!”
В Плач. 3:1-18 Иеремия все время повторяет слова, полные безысходности; горе его так велико, что не поддается описанию. В этих стихах Бог - скорее далекое воспоминание, чем существующая реальность. В том, как выражены страдания пророка, слышится вопрос: “Где же во всем этом Бог?”
Середина третьей главы - ее вершина. Выбираясь из долины мучений, поднимаясь над низиной боли, Иеремия возводит глаза к небу и начинает видеть Господне присутствие. Бог никуда не девался. Все это время Он был в самой гуще этих горьких событий. Ничто не ускользало от Божьего внимания. Если Иеремии казалось, что Он далеко, то не потому, что Бог ни за чем не следил, а потому, что Иеремия не осознавал Его присутствия. Осознав же Божье присутствие, Иеремия и весь народ Иудеи обрели надежду.
Как и во всех библейских историях и событиях, плач Иеремии повествует нам больше о природе Бога, чем о страданиях Иудеи. Страдания Иудеи - это только обстоятельства, на фоне которых раскрывается истинная сущность Бога. Чем пристальнее мы рассматриваем волнующие Иеремию события, тем лучше мы видим Бога. Отрывок 3:22-39 говорит нам о том, кто есть Бог и как мы должны отвечать Ему.
ЧЕТЫРЕ СВОЙСТВА БОГА
Свою надежду Иеремия связывает с четырьмя прекрасными и утешительными сторонами Божьей природы, перечисленными в 3:22-25:
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него».
Первое свойство - милость. “По милости Господа мы не исчезли” (ст. 22). Употребленное здесь многозначное еврейское слово трудно перевести одним словом. Оно, в общем, передает тот же смысл, что и новозаветное слово “благодать”, и чаще всего переводится как “милость”.
Милость Божья останавливает заслуженную кару. Его милость ограничивает наказание и, в конце концов, говорит: “Довольно!” Правосудие следит за тем, чтобы люди получали то, что заслуживают. Милость держит правосудие в определенных рамках, смягчая его и облегчая наказание. Посреди болезненного, заслуженного правосудия появляется Божья милость, открывающая человеку не только Его праведность, когда Он наказывает, но и любовь. Милость открывает, что даже в правосудии Бог ищет для нас высшего блага. Ну, разве не благ Господь?
Второе свойство - милосердие. “Ибо милосердие Его не истощилось” (ст. 22). Это слово в оригинале также не поддается четкому определению. Оно расширяет и дополняет значение слова “милость”. Милосердие - это сострадание, глубокое сопереживание и сочувствующая любовь к тому, кто отчаялся и страдает. Иногда слова “милость” и “милосердие” переводятся одинаково и могут употребляться взаимозаменяемо. Милость предполагает действие, а милосердие больше относится к области чувств. Милосердие является причиной милости. Оба слова выражают нескончаемость и постоянство Божьей любви.
Свидетельства Божьей милости и Его милосердия каждое утро обновляются. С рассветом каждого дня они свежи и новы. Как восход солнца неизменно возвещает о приходе нового дня, так и Божья милость приветствует Его народ и утешает его. Каждое утро? Вот здорово! Божья милость никогда не истощается; она каждый день начинается заново (см. Ис. 33:2).
Городской мальчик каждое лето ездил к своему дедушке в деревню. Весь день он играл на свежем воздухе, бродил по холмам, рыбачил в пруду и купался в ручье. Он помогал дедушке доить коров, собирать яйца и кормить скот. Он терпеть не мог, когда наступала ночь и надо было идти в дом ложиться спать. Его никогда не утомляли ни картины природы, ни работа на огороде. Каждое утро мальчик выпрыгивал из постели, смотрел из окна на яркое солнце и говорил: “Вот здорово!” Быстро одевшись, он выбегал из дома, чтобы начать еще один день.
Если мы верим в Божью милость, обновляющуюся каждое утро, то мы можем всю жизнь каждый день восклицать: “Вот здорово!” Воистину, благ Господь.
Следом идет верность: “Велика верность Твоя!” (ст. 23). Верность ставит Божье величие еще на одну ступень выше. На Него можно положиться. Можно полностью довериться Ему, ибо Он не подведет. Что еще может быть утешительнее, чем знание того, что Бог абсолютно верен в проявлении милости и милосердия? Он сдержит Свои обещания; Он не меняется; Он всегда будет таким, какой Он уже есть, потому что Он совершенен.
Из стихов 22-24 родился один из наших замечательных христианских гимнов:
Любовь Господня не истощилась,
И милости не будет конца.
Каждый день они новы,
Верность Твоя сильна.
Господь - часть моя,
Твердит душа,
Надеюсь я на Него.
И последняя грань - это благость: “Благ Господь” (ст. 25). О Его благости свидетельствуют первые три свойства. Благость - это подытоживающая черта, итог всего того, что Бог чувствует и что делает по отношению к Своему творению. Апостол Павел говорил, что благость Божья вдохновляет человека к покаянию, и предупреждал, что мы не должны пренебрегать Его благостью, кротостью и долготерпением (Рим. 2:4). Он также сопоставлял Божью благость и строгость, показывая римским христианам необходимость постоянного пребывания в благости Божьей (Рим. 11:22).
Вот эти замечательные свойства Бога и дали Иеремии надежду, которая позволила ему сказать: “Господь - часть моя” (ст. 24). Обычно слово “часть” употреблялось тогда, когда речь шла о наследстве. В Чис. 18:20 Бог объясняет Аарону, левиту и священнику, что он и все левиты, в отличие от других колен Израилевых, не получат во владение надела, или части земли. Бог сказал ему: “Я - часть твоя и удел твой”.
В то время, когда практически отсутствовало самое необходимое для жизни, Иеремия довольствуется тем, что Господь - его часть. Бог был его наследством - его хлебом, одеждой, кровом и всем остальным.
В последующих стихах Иеремия переключает свое внимание на то, как люди должны отвечать на эту сущность Бога и на содеянное Им.
ЧТО БОГ НЕ ДЕЛАЕТ
Иногда самый лучший способ увидеть истину в реальном свете - это сопоставить ее с чем-то противоположным или рассмотреть ее на контрастном фоне. Прежде чем перейти к стихам 25-30, где говорится, как нам следует отвечать Богу, давайте рассмотрим, что Бог не делает.
«Ибо не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего, когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь?» (3:31-36).
Люди часто думают, что Бог такой, как они сами. Они полагают, что, если взять схожие ситуации, Бог сделает в такой ситуации то же самое, что сделали бы они. Бог - не человек, и не следует ожидать, что Он будет поступать со Своим народом так, как люди обращаются друг с другом. Народ Иудеи думал, что Божий суд слишком суров. Вполне возможно, они даже обвиняли Его в том, что Он несправедлив к ним. Иеремия поправляет таких, разъясняя истину: “Разве не видит Господь?” (ст. 36; в Современном Переводе: “Не любит это все Господь”). Иеремия утверждает благость Бога.
“Не на век оставляет Господь” (ст. 31). Божье наказание временно. Сама Его природа не позволяет Ему отвернуться от Своего народа навсегда. Он наказывает лишь на короткое время, являя этим Свои милосердие и милость. Это значит, что даже когда Божий народ страдает, будучи справедливо наказан, это идет ему во благо. Бог знает точно, сколько наказывать и когда остановиться.
“Он не по изволению сердца Своего наказывает” (ст. 33). Богу не доставляет удовольствия видеть свой народ несчастным. То, что кажется мстительностью, на самом деле является безграничной любовью. Он обращается со Своим народом так, чтобы они открыли свои сердца и приняли Его любовь и милость. Божья любовь иногда сурова, но всегда идет во благо Его народу. Он знает, как показать Свою любовь к нам, чтобы наилучшим образом исполнить Свой замысел в отношении нас. Как и в случае с родительской любовью, это подчас бывает болезненно и для Его народа, и для Него Самого. Но Его цель состоит не только лишь в том, чтобы просто причинять горе.
Из детства я помню, что моя мама, наказав меня, иногда приговаривала: “Мне от этого еще хуже, чем тебе”. Я не понимал, как это может быть, пока сам не стал отцом и не познал боль, которую причиняет необходимость наказывать своих собственных детей. Этот опыт помогает мне понять наказующую любовь Бога.
Он не попирает ногами всех узников земли (ст. 34). Этими словами Иеремия описывает, что делали воюющие между собой армии с пленными, подразумевая, по-видимому, жестокое обращение вавилонян с иудеями. Бог действительно использовал вавилонян для наказания Своего народа, но их зверства нельзя приписывать Богу. Бога нельзя судить по тому, как эти звери обращались со своими пленными.
Он не судит человека неправедно (ст. 35). “Пред лицом Всевышнего” может означать суд, проводимый во имя Всевышнего, перед которым все люди должны иметь право быть выслушанными. Для продажных членов правительства было в обычае лишать людей права на справедливое слушание дела. Обвинить в этом порой можно было даже руководителей Иудеи. Но Бог так не поступает. Бог никогда никому не отказывает в возможности быть выслушанным на самом высоком суде. Он гарантирует, что с каждым поступят справедливо и честно. Бога нельзя обвинять в том, что Он отказывает кому-то в справедливом суде.
КАК ЛЮДЯМ СЛЕДУЕТ ОТВЕЧАТЬ БОГУ
Обычная реакция людей на тяжелые времена, страдания и трудности - это отчаяние, жалобы, а порой даже враждебность по отношению к Богу. Вначале Иеремия испытывал те же чувства, однако в главе 3 мы видим, как размышления о Божьей природе возродили его надежду.
«Итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; полагает уста свои в прах, помышляя: “может быть, еще есть надежда”» (3:24-30).
Напомнив себе и народу об истинной Божьей сущности, Иеремия показывает, что Божий народ должен делать в трудные времена:
“Надеяться на Него” (ст. 24). За сетованиями Иеремии кроется желание поделиться надеждой. “Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование - Господь” (Иер. 17:7). В одном месте он одушевляет надежду, представляя ее как Господа и Спасителя (Иер. 14:7, 8). Конечно, мы не можем знать наверняка, но мне хотелось бы думать, что у Иеремии были псалмы и он черпал в них силу. Нам доподлинно известно, что некоторые его фразы являются почти полным отражением отдельных псалмов: “Блажен, ...у кого надежда на Господа Бога его” (Пс. 145:5); “...возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его” (Пс. 77:7).
Слово надежды звучит еще более выразительно в Новом Завете, где говорится, что Христос - “упование славы” (Кол. 1:27). В других местах также подчеркивается надежда, которую мы имеем во Христе:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3).
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1-5).
Павел начал свое первое письмо Тимофею с утверждения, что Христос есть наша надежда (1 Тим. 1:1). Эта надежда может спасти нас (Рим. 8:24). Надежда для души человека - все равно, что якорь для корабля (Евр. 6:19). Наша надежда утверждается и укрепляется тем, что Христос сделал для нас на кресте. “Итак буду надеяться на Него” (Плач. 3:24).
“Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа” (ст. 26). Получая справедливое наказание за свои прегрешения, лучшее, что может сделать человек, - это молча принять его (ст. 27, 28). Раз Бог позволил последствиям греха пасть на грешника, можно не сомневаться, что это справедливо. Тот самый Бог, который возложил бремя, может и избавить от него. Для кого-то трудности в начале жизненного пути могут послужить хорошим уроком. Обретенная мудрость сослужит ему добрую службу на протяжении всей оставшейся жизни.
Иеремия мог говорить на основании собственного опыта. Бог призвал Его быть Своим пророком, когда он был еще совсем юным. Он страдал вместе с остальным народом. Он не сломился, выжил потому, что спокойно верил Богу. Его советы всем страждущим исходят из его собственных переживаний.
“Полагает уста свои в прах” (ст. 29). Этот стих позволяет нам живо представить себе ту картину, которую рисует перед нами Иеремия. Распростертый в пыли перед Богом смиряет себя в Его присутствии. Демонстративно, вызывающе стоять перед Владыкой вселенной - только продлевать собственные мучения. Страдания Иудеи были вызваны бунтом против Бога. Единственным способом научить ее чему- то было заставить “поесть” немного земли.
“Подставляет ланиту свою бьющему его” (ст. 30). Иеремия советует принять заслуженное наказание. Иисус сказал: “А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мф. 5:39). Бьющим в стихе 30 вполне может быть Сам Бог, но не исключено, что это Вавилон, Божий инструмент для привлечения внимания Иудеи. Иисус учил, что христиане не должны даже противиться ударам злодея. Мы должны уметь принимать несправедливое наказание со спокойствием и не воздавая тем же, потому что наше спасение было куплено несправедливым наказанием Иисуса. Наш Спаситель принял наказание, которого заслуживаем мы, без мщения. Бог силен отомстить за нас; Он обещает это сделать, и поэтому нам не нужно стремиться к отмщению (Рим. 12:19, 20).
Если мы готовы подставить другую щеку тем, кто несправедливо бьет нас, то насколько большей должна быть наша готовность принять заслуженную “пощечину” от Того, у Кого есть право наказывать нас с целью исправления?
О ЧЕМ ЭТА КНИГА?
Один из главных вопросов жизни - “у кого власть?” Мы очень гордимся тем, что сами распоряжаемся своей жизнью. Иногда мы даже всеми правдами и неправдами заставляем других вести себя так, как хочется нам. Это удобно - управлять людьми и обстоятельствами; это удобно, когда все и вся действует в заданном и предсказанном режиме. А сами мы хотим, чтобы нас заставляли действовать в заданном, предсказанном режиме? Нам нравится управлять - но не нравится, когда кто-то управляет нами!
Вот чему мы должны научиться у Иеремии: никто ни над чем не властен в этом мире. Он пишет:
«Кто это говорит: “и то бывает, чему Господь не повелел быть”? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои» (3:37-39).
Хотя Иудеей правил вавилонский царь, не все было в его власти. Иеремия был одним из немногих, кто признавал Бога истинным Правителем. Творец и Вседержитель вселенной и сейчас у власти. Люди лишь тешат себя иллюзией того, что могут управлять своей собственной жизнью. Давайте с помощью вопросов Иеремии рассмотрим три причины, почему ни одному из людей не дано контролировать Божьи пути.
Во-первых, слово человека ненадежно, если только Бог не научит его. В стихе 37 Иеремия спрашивает: “Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»?” Без Бога человеку свойственны невежественность и заблуждения. “Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать” (1 Кор. 8:2; см. также 1 Тим. 6:3, 4). Единственно верное слово исходит от Бога.
Во-вторых, пророк спрашивает: “Не из уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?” (ст. 38). Один только Бог знает, что Он делает. Его цели совершенны и не подлежат обсуждению. Иов выразил эту истину иначе: “Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (Иов 1:21). Бог - абсолютный властелин. Он - Бог и потому не обязан говорить нам, почему Он делает то или другое. Он не более вынужден объясняться с нами, чем мы с муравьем, когда раскапываем его муравейник, сажая огород. Если бы мы и попытались объяснить, муравей все равно бы не понял. Наши цели несравненно выше целей муравья. А Божьи замыслы не только значительно превышают наши, но они еще и бесконечно праведны. То, что нам кажется злом, может стать благословением. Ветер, исходящий из Божьих уст, как и сходящее с Его уст слово, может казаться суровым и болезненным, но цель его - от начала до конца наше благо. У нас не то положение, чтобы допытываться почему; наша задача - верить, что Бог знает, что делает, и покориться Его замыслу.
В стихе 39 мы находим третий вопрос: “Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои”. Мы не имеем права жаловаться, особенно если то, что случается с нами, - прямое следствие наших собственных ошибок. Так или иначе, у нас нет причины оплакивать ситуацию. Надо не сетовать, а благодарить Бога за то, что Он любит нас достаточно сильно, чтобы своими действиями привлекать к Себе наше внимание. Бог поразил Савла Тарсянина слепотой, чтобы помочь ему увидеть свое духовное состояние (Деян. 9:1-19). В случае с филиппийским тюремщиком (Деян. 16:25-34) к потрясению души привело землетрясение.
Готовы ли вы к тому, чтобы Бог воспользовался вами в Своих целях? Можете ли вы молиться: “Боже, возьми мня и делай со мной все, что Тебе нужно, чтобы я пригодился для исполнении Твоих целей”? Трудно даже представить, что может с вами сделать Бог, чтобы сделать вас пригодными для Своей работы. Если вы будете просить Бога об этом, впереди вас могут ждать страдание, горе и душевная боль. Конечно же, впереди вас ждут и благословения. Но что бы с вами ни случилось, все будет вам во благо и во исполнение Божьих замыслов. А это не может быть плохо.
Единственное, что вы можете сделать, если хотите управлять своей жизнью, - это покорить свою волю воле Божьей. И тогда вы обнаружите, что Господь действительно благ.