Найти в Дзене
insidepoint.ru

Трудолюбие и трудоголизм

Во всех русских народных сказках (да и в нерусских тоже) лень сильно порицается, зато восхваляется любовь к труду. В текстах букваря, которые дети читают по слогам, тоже превозносится труд как главная добродетель. Это действительно хорошо – иметь дело, которое тебе нравится. Все мы должны работать и зарабатывать себе на жизнь. Очень здорово, когда работа увлекает и приносит радость, когда мы

Во всех русских народных сказках (да и в нерусских тоже) лень сильно порицается, зато восхваляется любовь к труду. В текстах букваря, которые дети читают по слогам, тоже превозносится труд как главная добродетель. Это действительно хорошо – иметь дело, которое тебе нравится. Все мы должны работать и зарабатывать себе на жизнь. Очень здорово, когда работа увлекает и приносит радость, когда мы чувствуем себя победителями, решая сложные задачи. Некоторые из нас работают настолько много и активно, что гордо говорят о себе «я трудоголик». Так ли это хорошо и стоит ли хвалиться собственным трудоголизмом (или завидовать чужому и хотеть себе такой же)?

На самом деле трудоголизм – такая же зависимость, как и другие. Только алкоголизм, наркомания или беспорядочная сексуальная жизнь в нашем обществе порицаются, а зависимость от работы, тренировок или правильного питания – наоборот. Но корни у любой зависимости одинаковые: нам настолько невыносимо сталкиваться со своей жизнью, мы так сильно пытаемся этого избежать, что затыкаем потребности в близости и принятии различными способами, опасными и не очень. Хотя любая из зависимостей в конечном счете становится опасна для здоровья, потому что разрастается, усугубляется и начинает влиять на все сферы жизни. Мы переходим на диету из кофе, энергетиков и сигарет, перестаем спать, теряем социальные связи, и в конечном счете перестаем получать удовольствие от чего бы то ни было, в том числе и от работы.

Как отличить нормальную увлеченность работой от трудоголизма?

Трудоголик не умеет отдыхать и испытывает чувство вины, если вдруг не занят работой. Даже если он не валяется на диване, а спит или ест.

Трудоголик идентифицирует себя с работой и только с ней. Сам по себе он ничего не значит и ничего не стоит (в его собственном восприятии).

Трудоголик находит себе дополнительные задачи, даже когда в этом нет необходимости. Эффективность работы при этом не обязательно должна расти, главное быть занятым.

Трудоголик неодобрительно относится к «лентяям» и «бездельникам», которые позволяют себе больничные, отпуска, выходные и нормированный рабочий день. Он себе не позволяет так распускаться!

Трудоголик постоянно думает о работе и не умеет переключаться. Чаще всего он может только выключаться по вечерам, и то лишь до тех пор, пока не доработается до нарушения сна.

Трудоголик живет чтобы работать, а не работает чтобы жить. Зачем жить, если не работать?

Для трудоголика работа важнее отношений с друзьями или семьей. Причем разрыв измеряется не в пунктах или клеточках, а в километрах.

Трудоголик живет в режиме повышенной нагрузки постоянно. Дело не в том, что он хочет выплатить ипотеку, полететь на Мальдивы или купить себе «Альфа-Ромео», он может даже не сильно интересоваться материальным. Все равно ему некогда тратить те деньги, которые он заработал.

Поскольку увлеченность работой в нашем мире поощряется, приветствуется, а иногда даже требуется, у трудоголика редко получается вовремя спохватиться. Обычно некоторое прозрение наступает, когда речь идет о выгорании, когда появились проблемы со сном, с нервами, головные боли и прочие неприятности со здоровьем. Когда вставать и идти на работу уже становится невыносимо, мозг отказывается генерировать новые идеи, а человек чувствует себя безнадежно плохим – хороший он должен работать, работать и работать, а не вот это все. Трудоголики рискуют доработаться до тревожного расстройства или депрессии, не заметив проблему на подлете. Чаще всего они приходят к специалисту не с вопросом «здравствуйте, кажется, я трудоголик», а за волшебными таблеточками или не менее волшебным пенделем, чтобы снова пахать как раньше. И бывает сложно увидеть, что как раньше – не надо, надо по-другому, надо искать новые смыслы и идти навстречу своим страхам, от которых до поры до времени получалось убегать в работу.

Грань между трудоголизмом и трудолюбием тонкая и зыбкая, но если ее найти, то жизнь меняется к лучшему.