Монашество в Грузии
Монашество — сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей.
Традиция монашества в Грузии очень древняя. Уже в I веке были грузины, которые становились отшельниками и жили, как это принято среди монахов, в пустыне, в безмолвии, подвигом изнуряя свою плоть и приобретая благодать Христову через устремленность к Богу и постоянную молитву.
В IV веке равноапостольная Нина пришла в Иверию для просвещения ее светом евангельской истины. В житии святой мы видим черты, которые присущи монаху: уединенная жизнь, ночные бдения, обеты, которые она на себя возлагала. Но всё общество не было однородным: в городах жили приходившие из Персии зороастрийцы (огнепоклонники), а многие горцы оставались приверженцами местных языческих верований. Возможно, так происходило потому, что в Иверии к тому времени еще не появилось своего «духовного авангарда» — монашества.
И оно возникло в VI веке, через 200 лет с момента проповеди равноапостольной Нины. Как всегда в истории Грузинской Церкви, предстательством Богородицы. Пречистая явилась во сне знаменитому в Антиохии монаху, преподобному Иоанну, и велела, избрав 12 учеников, отправиться на проповедь в Грузию. Иоанн, прозванный Зедазнийским, начал с того, что прогнал полчища бесов с горы Зедазени, которая возвышается над древней Мцхетой. Здесь он основал монастырь, существующий и поныне, совершил много чудес и исцелений, а самое главное — заложил крепкий фундамент православной жизни Грузии.
13 святых отцов стали новыми просветителями Грузии, появились общежительные монастыри, в которых учреждалась совместная жизнь монахов с общей молитвой, был соборный храм, единый наставник для всей братии и один настоятель. Один из учеников Иоанна Зедазнийского, Давид Гареджийский, создал огромную лавру, состоящую из многих комплексов пещерных монастырей, в самой непригодной для жизни местности — пустынном плоскогорье Гареджи, где почти ничего не растет и обитают ядовитые змеи и скорпионы. Здесь возникло целое монастырское государство.
В 1615 году на Грузию напал шах Аббас. Все монахи лавры, 6 тысяч человек, были обезглавлены сразу же после пасхальной службы. В ХVII веке крупнейший пещерный монастырь в Грузии вновь возродился. Сейчас лавра находится на границе страны с Азербайджаном.
С середины XIX века — новая волна возрождения грузинского монашества. К революции в Грузии уже было несколько больших монастырей, мужских и женских, которые выделялись своей духовностью. Конечно, в первую очередь это монастырь святой Нины в Бодбе, там подвизались и грузинские, и русские монахини. Святая равноапостольная Нина после многих трудов и подвигов скончалась в селении Бодбе, где и была погребена. На месте ее погребения уже в V веке был построен храм, позже вокруг него возник женский монастырь.
В годы советской власти Грузинская Православная Церковь, как и Русская, подверглась гонению. Монастыри остались без средств к существованию, люди боялись помогать монахам. Создавались артели из братий, но их ставили в невыносимые условия, и многие вскоре же упразднялись. Власти отбирали хозяйственное имущество и живность, поощрялось насилие со стороны населения. Такая ситуация была повсеместно. Монашеская жизнь почти прекратилась, теплилась она только в монастыре Бетания недалеко от Тбилиси. Этот монастырь был основан в ХI веке как фамильная усыпальница князей Арбелиани. В 1920 году два монаха — Иоанн (Майсурадзе) и Георгий (Мхеидзе) — вернулись в Грузию со Святой Горы Афон и поселились в закрытом уже монастыре. И хотя обитель считалась недействующей, а живущие в нем преподобные отцы Иоанн и Георгий числились «смотрителями ценного памятника архитектуры», монашеская традиция в ней сохранялась, молитва не прекращалась.
После революции грузинское монашество пополнилось монахами из России. Они вынужденно бежали из своих монастырей и, перейдя на жительство в Грузию, основали здесь монашеские поселения. Например, Псху на озере Амткел в горах Абхазии.
Поскольку монашеская традиция сохранилась, в конце 80-х годов ХХ века она ожила, люди совершенно естественно почувствовали потребность и желание обратиться к Богу, прийти в храм. Те, кто пришел в монашество в эти годы, ездили в Пюхтицы, в Троице-Сергиеву лавру, Псково-Печерский монастырь, на Афон, чтобы перенимать опыт монашеского делания.
В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря — 72 мужских и 62 женских. Самые большие женские монастыри Грузии, где число насельниц составляет больше 30, — это монастырь святой Нины в Бодбе и монастырь Самтавро в Мцхете. Остальные обители небольшие — в мужских монастырях в среднем 10–15 насельников, в женских монастырях — 20–25 насельниц. В последние годы в обители приходит молодежь от 18 до 25 лет. Большинство монастырей расположено в труднодоступных местах — в лесу, в горах. Но и туда стремятся послушники — значит, есть у людей жажда монашества, пустынножительства.
Во все века не только средоточием духовной жизни, защитными сооружениями от завоевателей, но и просветительскими центрами, в которых развивались ремесла и искусство, были монастыри Грузии. Действующие обители сегодня возрождают и развивают эти традиции
Просвещенная апостолами в I веке, крещенная святой равноапостольной Ниной в IV веке, Иверия до наших дней сохраняет живую христианскую веру.
Продолжение следует…
Подготовила послушница Татьяна Кладиева