Найти тему
Илья Груздев

"Alibegova cesta" - старая османская дорога в Суторине.

Сегодня многие объекты историко-культурного наследия Суторины, материальные и духовные, находятся не только в очень плачевном состоянии, но и сокрыты от людских глаз самой природой, густой местной растительностью, так что порой их довольно трудно не просто увидеть, а найти и идентифицировать.

Вид на суторинскую долину и Боку. Фото из личной коллекции автора.
Вид на суторинскую долину и Боку. Фото из личной коллекции автора.

Одним из таких важных инфраструктурных объектов османского периода в Суторине, следы которого сохранились до наших дней, является дорога, которая начиная с XV века и до второй половины XIX века связывала эти земли с городом Требине и другими турецкими владениями в Герцеговине.

Участок "Алибеговой цесты" в районе села Коневичи. Фото из личной коллекции автора.
Участок "Алибеговой цесты" в районе села Коневичи. Фото из личной коллекции автора.
Участок "Алибеговой цесты" в районе села Коневичи. Фото из личной коллекции автора.
Участок "Алибеговой цесты" в районе села Коневичи. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.

Потребность в дороге возникла в регионе еще в последние десятилетия доосманского периода, так как после продажи в 1420 году Сандалем Храничем Косачей своих владений в Конавле Дубровнику, часть старого торгового пути из Драчевицы и Суторины в Требине (в долине между горами Сниежница и Белотина) оказалось под контролем республики св. Влаха. Появление новых пограничных и таможенных постов на пути следования из континентальной Герцеговины в приморские области создало дополнительные сложности для торговли и снабжения в регионе. Исправить ситуацию и вернуть контроль над конавльским участком дороги пытался наследник Сандаля Хранича Стефан Вукчич Косача, но все его попытки оказались тщетны. Конавле осталось в составе Дубровницкой республики, а расширяющая свои владения и влияние в Герцеговине Османская империя начинает строить новые дороги, которые должны были соединить и привязать приморские области к континентальным регионам нового Герцеговинского санджака.

Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.
Алибегова дорога. Фото из личной коллекции автора.

История создания суторинского отрезка дороги через гору Белотина (от Зупце до Рустово), который позволял миновать подконтрольный Дубровнику участок пути в Конавле, вероятнее всего начинается еще в последние годы правления династии Косачей, а завершается после установления окончательного контроля Османской империи над Суториной. В народе за этой дорогой закрепилось название «Алибегова цеста».

Алибегова дорога
Алибегова дорога

Есть все основания полагать, что свое название дорога получила по имени Алибега Влаховича, уроженца Суторины и сына местного князя Ивана Влаховича, находившегося на службе у герцога Стефана Косачи в середине XV века. После смерти султана Мурата II герцог, для подтверждения своих прав на управление Герцеговиной и с намерением вернуть в состав своих земель Конавле, отправляет в Константинополь делегацию во главе с Иваном Влаховичем. [1] Вместе с ним в столицу Османской империи едут и его сыновья, которые спустя некоторое время принимают при дворе Мехмеда II Завоевателя ислам и поступают к нему на службу. В период правления в Герцеговине последнего представителя из рода Косачей Влатко Герцеговича, сыновья Ивана Влаховича, взявшие имена Алибег и Смаил, возвращаются в родные края и занимаются урегулированием пограничных и наследственных споров с Дубровником, оставшихся со времен Сандаля Хранича и Стефана Вукчича Косачи, чему есть письменные свидетельства в архиве Дубровника. [2]

Отрывок из письма Алибега Влаховича, в котором обсуждаются имущественные, финансовые и территориальные споры между Дубровником и герцогом Влатко Герцеговичем.  Фото из: Truhelka Ć. Tursko-slovjenski spomenici dubrovačke arhive//Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini XXIII, Sarajevo, 1911, c. 31
Отрывок из письма Алибега Влаховича, в котором обсуждаются имущественные, финансовые и территориальные споры между Дубровником и герцогом Влатко Герцеговичем. Фото из: Truhelka Ć. Tursko-slovjenski spomenici dubrovačke arhive//Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini XXIII, Sarajevo, 1911, c. 31

По всей видимости, Алибег и Смаил Влаховичи осознавая важность интеграции Суторины в экономическую и политическую модель Османского царства и видя главным препятствием на пути к этому наличие отрезка дороги, проходящего через земли Дубровницкой республики, начинают строительство участка дороги через гору Белотину, связавшую внутренние области Герцеговины с Суториной. На основании австро-венгерских картографических материалов второй половины XIX века можно увидеть, что «Алибегова цеста» начиналась от современного пограничного пункта Зупцы и проходила по Белотине до Видова врха (Лазарицы), где была построена турецкая сторожевая башня, а оттуда серпантином дорога спускалась к суторинским селам и в районе реки Суторины (около локалитета «Бегов хан») выходила к основной трассе, связывающей Дубровник и Херцег-Нови.

Алибегова дорога на австро-венгерской карте. Использована карта "Habsburg Empire (1869-1887) с веб-портала https://mapire.eu/
Алибегова дорога на австро-венгерской карте. Использована карта "Habsburg Empire (1869-1887) с веб-портала https://mapire.eu/
Вид с Видова врха на Суторину и залив. Фото из личной коллекции автора
Вид с Видова врха на Суторину и залив. Фото из личной коллекции автора

Алибегова дорога почти 400 лет была одной из основных связующих нитей между османскими владениями в Суторине и Герцеговине. После того как Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину в 1878 году, Алибегова дорога постепенно теряет свое прежнее стратегическое значение и приходит в запустение.

Дорога сильно заросла. Порой элементы дороги становятся видны только после предварительной из очистки от старой травы, листьев и грунта. Фото из личной коллекции автора
Дорога сильно заросла. Порой элементы дороги становятся видны только после предварительной из очистки от старой травы, листьев и грунта. Фото из личной коллекции автора
Элементы дороги. Фото из личной коллекции автора
Элементы дороги. Фото из личной коллекции автора
Дорога сильно заросла. Порой элементы дороги становятся видны только после предварительной из очистки от старой травы, листьев и грунта. Фото из личной коллекции автора
Дорога сильно заросла. Порой элементы дороги становятся видны только после предварительной из очистки от старой травы, листьев и грунта. Фото из личной коллекции автора

Со слов местных жителей Гойко Коневича и Николы Коневича, в результате землетрясений 1938 и 1979 годов многие серпантинные участки дороги серьезно пострадали и обрушились. Те элементы старой турецкой дороги в Суторине, что сохранились до наших дней, сегодня с трудом можно идентифицировать среди буйной растительности на склоне горы Белотина от села Коневичи до Видова врха. Участок Алибеговой дороги от села Коневичи и до пересечения с основной трассой был уничтожен во время проведения работ по расширению и адаптации дорожного полотна для автомобильного движения.

Подпорная стена Алибеговой дороги. Фото из личной коллекции автора
Подпорная стена Алибеговой дороги. Фото из личной коллекции автора
Вид на хорватскую границу и Конавле. Фото из личной коллекции автора
Вид на хорватскую границу и Конавле. Фото из личной коллекции автора
Вид с дороги на села Приевор , Рустово и на хорватское приморье. Фото из личной коллекции автора
Вид с дороги на села Приевор , Рустово и на хорватское приморье. Фото из личной коллекции автора

Источники и литература:

[1] Ћирковић С. Херцег Стефан Вукчић-Косача и његова доба. Београд, 1964, с.148

[2] Truhelka Ć. Tursko-slovjenski spomenici dubrovačke arhive//Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini XXIII, Sarajevo, 1911, c. 31-32

[3] Kusijanović M. Sa visina i dubina. U bljesku gromova na Dobraštici//Hrvatski planinar 1934, Br. 2, Zagreb, 1934, c. 65

[4] https://mapire.eu/