Сегодня многие объекты историко-культурного наследия Суторины, материальные и духовные, находятся не только в очень плачевном состоянии, но и сокрыты от людских глаз самой природой, густой местной растительностью, так что порой их довольно трудно не просто увидеть, а найти и идентифицировать.
Одним из таких важных инфраструктурных объектов османского периода в Суторине, следы которого сохранились до наших дней, является дорога, которая начиная с XV века и до второй половины XIX века связывала эти земли с городом Требине и другими турецкими владениями в Герцеговине.
Потребность в дороге возникла в регионе еще в последние десятилетия доосманского периода, так как после продажи в 1420 году Сандалем Храничем Косачей своих владений в Конавле Дубровнику, часть старого торгового пути из Драчевицы и Суторины в Требине (в долине между горами Сниежница и Белотина) оказалось под контролем республики св. Влаха. Появление новых пограничных и таможенных постов на пути следования из континентальной Герцеговины в приморские области создало дополнительные сложности для торговли и снабжения в регионе. Исправить ситуацию и вернуть контроль над конавльским участком дороги пытался наследник Сандаля Хранича Стефан Вукчич Косача, но все его попытки оказались тщетны. Конавле осталось в составе Дубровницкой республики, а расширяющая свои владения и влияние в Герцеговине Османская империя начинает строить новые дороги, которые должны были соединить и привязать приморские области к континентальным регионам нового Герцеговинского санджака.
История создания суторинского отрезка дороги через гору Белотина (от Зупце до Рустово), который позволял миновать подконтрольный Дубровнику участок пути в Конавле, вероятнее всего начинается еще в последние годы правления династии Косачей, а завершается после установления окончательного контроля Османской империи над Суториной. В народе за этой дорогой закрепилось название «Алибегова цеста».
Есть все основания полагать, что свое название дорога получила по имени Алибега Влаховича, уроженца Суторины и сына местного князя Ивана Влаховича, находившегося на службе у герцога Стефана Косачи в середине XV века. После смерти султана Мурата II герцог, для подтверждения своих прав на управление Герцеговиной и с намерением вернуть в состав своих земель Конавле, отправляет в Константинополь делегацию во главе с Иваном Влаховичем. [1] Вместе с ним в столицу Османской империи едут и его сыновья, которые спустя некоторое время принимают при дворе Мехмеда II Завоевателя ислам и поступают к нему на службу. В период правления в Герцеговине последнего представителя из рода Косачей Влатко Герцеговича, сыновья Ивана Влаховича, взявшие имена Алибег и Смаил, возвращаются в родные края и занимаются урегулированием пограничных и наследственных споров с Дубровником, оставшихся со времен Сандаля Хранича и Стефана Вукчича Косачи, чему есть письменные свидетельства в архиве Дубровника. [2]
По всей видимости, Алибег и Смаил Влаховичи осознавая важность интеграции Суторины в экономическую и политическую модель Османского царства и видя главным препятствием на пути к этому наличие отрезка дороги, проходящего через земли Дубровницкой республики, начинают строительство участка дороги через гору Белотину, связавшую внутренние области Герцеговины с Суториной. На основании австро-венгерских картографических материалов второй половины XIX века можно увидеть, что «Алибегова цеста» начиналась от современного пограничного пункта Зупцы и проходила по Белотине до Видова врха (Лазарицы), где была построена турецкая сторожевая башня, а оттуда серпантином дорога спускалась к суторинским селам и в районе реки Суторины (около локалитета «Бегов хан») выходила к основной трассе, связывающей Дубровник и Херцег-Нови.
Алибегова дорога почти 400 лет была одной из основных связующих нитей между османскими владениями в Суторине и Герцеговине. После того как Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину в 1878 году, Алибегова дорога постепенно теряет свое прежнее стратегическое значение и приходит в запустение.
Со слов местных жителей Гойко Коневича и Николы Коневича, в результате землетрясений 1938 и 1979 годов многие серпантинные участки дороги серьезно пострадали и обрушились. Те элементы старой турецкой дороги в Суторине, что сохранились до наших дней, сегодня с трудом можно идентифицировать среди буйной растительности на склоне горы Белотина от села Коневичи до Видова врха. Участок Алибеговой дороги от села Коневичи и до пересечения с основной трассой был уничтожен во время проведения работ по расширению и адаптации дорожного полотна для автомобильного движения.
Источники и литература:
[1] Ћирковић С. Херцег Стефан Вукчић-Косача и његова доба. Београд, 1964, с.148
[2] Truhelka Ć. Tursko-slovjenski spomenici dubrovačke arhive//Glasnik zemaljskog muzeja u Bosni i Hercegovini XXIII, Sarajevo, 1911, c. 31-32
[3] Kusijanović M. Sa visina i dubina. U bljesku gromova na Dobraštici//Hrvatski planinar 1934, Br. 2, Zagreb, 1934, c. 65
[4] https://mapire.eu/