Действующее законодательство предусматривает назначение ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы - для них установлен иной порядок), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. И если с документами, подтверждающими инвалидность и достижение возраста 80 лет все понятно, то в отношении лиц, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, возникают вопросы: каким документом это должно подтверждаться и в каком порядке он выдается.
Определения понятия "постоянный посторонний уход" в действующем законодательстве нет, но есть документ, устанавливающий случаи, когда устанавливается нуждаемость в этом виде ухода.
В соответствии с Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утверждены приказом Минтруда России от 27.08.2019 г. № 585н), нуждаемость в постоянном постороннем уходе определяется исходя из оценки способности гражданина к самообслуживанию.
Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены. Ограничение этой способности имеет три степени, первая из которых наиболее легкая, третья - самая тяжелая, и определяется она при неспособности гражданина к самообслуживанию, нуждаемости его в постоянной посторонней помощи и уходе и полной зависимости от других лиц.
Следовательно, нуждаемость в постоянном постороннем уходе - это
утрата гражданином способности к самообслуживанию, приводящая к нуждаемости в постоянной посторонней помощи и уходе и полной зависимости от других лиц.
Согласно указанным выше Классификациям и критериям, ограничение способности к самообслуживанию третьей степени является основанием для установления первой группы инвалидности. Учитывая это, нуждаемость в постоянном постороннем уходе может быть только у инвалидов первой группы и определяется она федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования. При этом в виде самостоятельного заключения, а не справки МСЭ о группе инвалидности, заключение о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) выдается только в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "и подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 года № 31-ФЗ (выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).
Могут ли лечебные учреждения выдавать заключения о нуждаемости граждан в постоянном постороннем уходе?
Правильнее говорить о лечебно-профилактических медицинских организациях, потому что номенклатурой медицинских организаций лечебные учреждения не предусмотрены. Порядком выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденным приказом Минздрава России от 14.09.2020 г. № 972н, не предусмотрена выдача медицинских заключений о нуждаемости граждан в постоянном постороннем уходе. И хотя перечень медицинских заключений, предусмотренных указанным Порядком, не является исчерпывающим, анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что выдавать заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе вправе только учреждения МСЭ.
Статьей 21 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 г. № 340-1 были предусмотрены надбавки к пенсии на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достиг возраста 80 лет. Согласно Разъяснению Минсоцобеспечения РСФСР и Минздрава РСФСР от 2, 14 августа 1991 г. NN 17, 1-90-У "О применении статьи 21 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", такие заключения выдавались врачебно-консультативной комиссией лечебного учреждения при наличии признаков инвалидности первой группы у лиц пенсионного возраста, имеющих какую-либо группу инвалидности или не имеющих ее с учетом социального фактора.
Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РФ" прекратил свое действие с 01.01.2002 г. Соответственно, не актуально и разъяснение к нему. Тем более, что в функции врачебной комиссии, предусмотренные Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н), выдача медицинских заключений о нуждаемости гражданина в постоянном постороннем уходе не входит.
Случаи выдачи заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе предусмотрены только Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (статья 8), выдача указанных заключений возможна только федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что поликлиники и иные лечебно-профилактические учреждения не вправе в настоящее время выдавать заключения о нуждаемости гражданина в постоянном постороннем уходе.