Начиная писать свои воспоминания, я заканчивал свои публикации словами, что надеюсь мои воспоминания напомнят вам о ваших. А получилось даже немного наоборот - ваши комментарии, заставили меня самого, глубже "покопаться" в своей памяти. За что я вам благодарен.
Было несколько комментариев о самодурах-офицерах и дедовщине. Сегодня я хочу написать о том, что известно лично мне об этом. Слышал, конечно же рассказы, типа, "как я гнобил молодняк", о таком писать не буду, только чему был сам свидетелем или участником. Сама служба в роте обеспечения, когда все проводят свой день в отрыве от коллектива, не дает конечно полной картины. Может во взводах шоферов или техмастерских, от подъема до отбоя, с перерывом на обед, мордовали молодых солдат. Свечку не держал.
Учебка.
Тут весь процесс можно назвать тотальной дедовщиной, по крайней мере, нам так казалось. Эти вечные придирки, "медленно оделись - повторим", строевые занятия - "шире шаг", "ногу выше" и т.д. Вроде нормально строй идет, может даже на обед, и вдруг эти "вспышки" со всех сторон света и надо падать на землю, закрывая лицо и руки, нашли блин, развлечение. Был еще у нас в учебке мордатый такой ефрейтор, тот изгалялся: "Упор лежа принять", потом "делай раз" и ходил проверял зазор между телом и полом, своим сапогом - козел! Однажды я забыл застегнуть пуговицу на кителе, доставая ручку, он ее оторвал и дал секунд 40 чтобы зашить. Выскочил из учебного помещения, быстренько пришил. Как догадался иголку оставить дневальному, с просьбой приготовить? Опять оторвал, я выскочил, дневальный сует мне в руку готовую иглу с ниткой - успел.
Еще один эпизод запомнился - во ТВ, во время просмотра программы Время, зазвучал гимн СССР, я по приколу вскочил, Малыш за мной, как сержант не шикал на нас, мы достояли до конца. Без всяких последствий, я думаю этот случай хорошо характеризует "дедовщину" в учебке.
Балашиха.
Здесь мы пару месяцев провели в кабельной роте, в учебном взводе. Всю дисциплину в роте обеспечивали 8 сержантов. Наш взвод весь день проводил на Полигоне, так называлось отдельно стоящее здание, с учебным классом. Все было ровно, без шума и скандалов. Ефрейтор(опять ефрейтор), который проводил с нами занятия, все время хвастался, что он в знаменном взводе. Как он туда попал, у него ноги были как у кавалериста, но шаг он печатал - это не отнять. Тоже, зараза, налегал на строевые занятия. Еще в роте было два бойца которых заставляли выключать в казарме свет в казарме, с какими-то шутливыми высказываниями. Один был нашего призыва, второй на полгода старше. Тот что постарше, сам себя стриг налысо. Помнится он написал письмо отцу, с просьбой "возместить моральный ущерб от службы, в сумме 30-ти рублей" и это письмо было преданно огласке.
Еще, во время строевых занятий роты, меня пнул сзади по ноге, идущий следом черпак, с криком - Ногу выше! Стал поднимать выше, пнул опять. Тут я развернулся, строй смешался, меня оттащили. Что интересно ни кто не вписался за моего обидчика. Вечером сержант, односельчанин Малыша(где он их только не находил), жестко поговорил с тем солдатом. Инцидент был исчерпан. Да и мы там были прикомандированные, все знали, что служить мы здесь не будем, хотя нам и предлагали остаться.
Мытищи.
Здесь прошла большая часть нашей службы. Про учебку я уже написал. А в самой роте, я не помню случаев, когда кого-нибудь заставляли стирать хебешку или что-то другое. Только раз, когда мы мылись в бане, я залез под душ, намылил голову и меня толкнули чувствительно в плечо. Пока смыл мыло, увидел только голую спину уходящего. А ко мне подошел Рауф, из которого "интеллигентность так и перла" и культурно объяснил, что в душе моются только "старики" и им обидно, что их сюда не допускали в "молодости", а я тут влез нагло. И мне стало все понятно и ушел к тазикам. Про то, как некоторые "старики" "делили" масло, оттяпав на двоих половину, я тоже уже писал. Это было редким явлением. Когда мы "постарели", то этим занимался Малыш и делил строго поровну, а в обед, булку черного хлеба, мы обычно передавали на другой ряд, где обедал вечно голодный учебный взвод. Хлеб был не нормирован, только молодой разве пойдет к хлеборезу за ДП.
Еще два случая, но связаны с одним человеком. Он вроде был шофером, на полгода моложе нас, по фамилии Телегин. Борзый был боец. Раз, накинув на плечи шинель, прошел между старшиной учебной роты Славкой Федяевым и строем. Тот долго не раздумывал и вписал ему в ухо. Все это случилось на глазах командира полка Доминова, тот подозвал к себе Славика, что мол за херня? А как иначе, я буду втолковывать молодым, об уважении к строю? - был его ответ. Тоже без последствий.
В другой раз Телегин что-то попер на Малыша, за что и был бит после отбоя, до криков - "прости, дед" Но оба этих случая, я думаю, ни какого отношения к дедовщине не имеют.
Вот тебе и немного. Здесь я, как уже предупреждал, описал только те случаи, которые известны мне. Полной картины, происходящего в роте, они конечно же не дают. Могу добавить еще один случай, он произошел на нашей "точке" в Переславле- Залесском(это единственная "точка", где я так и не побывал). Как рассказывали ребята, ротный стал их зажимать, что мол молодых заставляют работать. Тогда они стали расстегивать верхние пуговицы у дневального и отпускать его ремень до этого самого, как говорил старшина Васков, вам по пояс будет. Но сам не видел, только слова.
Буду рад прочитать в комментариях ваше мнение по этому вопросу.