Найти тему
История в историях

Как русские бояре и князья потеряли власть. «Выезжане»

карта Московского княжества в XV веке
карта Московского княжества в XV веке

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В своей книге «Славянский разлом» доктор исторических наук Александр Владимирович Пыжиков отмечает, что: «Магнаты и шляхта коих всегда манили восточные горизонты меняют тактику в отношении усиливающегося соседа. Именно с последних десятилетий XV века и далее наметился поток «выезжан» (князей и знати из Великого княжества Литовского и Польши) к великокняжескому столу… Почему же окультуренные магнаты и шляхта тянулись к дикарям. А не в Европу? ... Объясняется это продуманной политикой по овладению крепнущего восточного соседа. Оседавшие в Московии «выезжане» проводили скоординированные действия в верхах, укрепляя свои позиции изнутри». А что делали коренные русские князья и бояре (от в бою яр) как раз в последние десятилетия XV века при Иван III?

Из статьи журнала «Военное обозрение» «Создатель государства российского Иван III», написанной по материалам Р.Г. Скрынникова «Иван III» и еженедельного издания «Наша история. 100 великих имен» узнаем, что» «… Иван III был правителем жестоким. Многих он повергал в ужас одним своим «ярым оком» и, не колеблясь, мог отправить человека на смерть по вполне невинным сегодня причинам. К слову, осталась в России одна сила, которую Иван Васильевич одолеть так и не смог. Это была Русская Православная Церковь, превратившаяся в оплот оппозиции. Лишаясь вотчин и волостей, бояре и князья отчасти вынужденно, отчасти добровольно постригались в монахи. Предаваться, как подобает чернецам, аскезе бывшая знать не желала и стремилась к всяческому расширению монастырских земель, захватывая их у крестьян силой или получая от землевладельцев в дар (накануне 7000-го (1491) года от сотворения мира большинство бояр и дворян в ожидании второго прихода Христа безвозмездно жертвовало монастырям огромные земельные владения).»

Таким образом, считая себя равными Ивану III большая часть исконно русских князей, а с ними и бояр (потомки вождей и знати славянских племен союзов племен Северо-восточной Руси), лишенных власти и вотчин (вотчина наследство по отцу) отказались идти под его руку. А как говорится свято место пусто не бывает, их место заняли «выезжане», пришлые служивые князья из Великого княжества Литовского, польско – литовская шляхта и татарские мурзы (это высший слой татарского аристократии), так же шедшие под руку русского князя . У них были другой менталитет, цели и совсем другие народные коды.

Поэтому такие неординарные действия предпринял Иван III: «Именно желание подчинить Церковь, а также обуздать неконтролируемое разрастание церковных земель подтолкнуло Ивана Васильевича к связам с группой вольнодумцев, названных впоследствии «жидовствующими» (по имени их организатора некоего «жидовина Схарии»). В их учениях Ивана III привлекала критика церковных стяжаний, определяющих назначение Церкви не в накоплении богатств, а в служении Богу. Даже после осуждения религиозного движения на церковном съезде 1490 в окружении великого князя остались приверженцы этого направления. Разочаровавшись в них впоследствии, Иван III сделал ставку на «нестяжателей» — последователей Нила Сорского, осуждавших погрязших в роскоши монахов и церковных иерархов».
Поясним, что
нестяжатели это течение в русской церкви в XV веке, его представители выступали против «стяжания», или приобретения церковью земель и другого имущества. Они были противниками иосифлян. Основателем нестяжательства является Нил Сорский. Он родился он в 1433-м году в семье Майковых живших в Москве, скорее всего имел дворянское происхождение из коренных русских.

«Противостояли им «иосифляне» — сторонники Иосифа Волоцкого, ратовавшие за богатую и сильную Церковь». Иосиф Волоцкий и его сторонники выступали за богатую и сильную Церковь, как это было в Великом княжестве Литовском и Польше. Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского. Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом. В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы, историки предполагают , что он был в числе приближённых литовского князя Свидригайло. Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу. То есть, его дед был «выезжанином» . Отметим, что Иосиф Волоцкий и Нил Сорский выступали против ереси «жидовствующих»

Такое противостояние русских князей и бояр сказалось на том, что большинство дворян и аристократии Российской империи имели не русское происхождение, это видно по «Бархатной книге» . «Бархатная книга» - это родословная книга князей и дворян Российских и Выезжих, офи­ци­аль­ная ро­до­слов­ная кни­га кня­же­ских, бо­яр­ских и дво­рян­ских ро­дов Русского государства: «Из гербов частных лиц не Рюрикова потомства первое место в русской геральдике принадлежит гербам выезжих родов».

Из "Справочника русского человека"издания 2004 года автора составителя Алексея Иванова узнаем, что из общего количества дворян в Российской империи к 1914 году русских было лишь 35 % !