Найти в Дзене
частные суждения

Взгляд из сорокового тысячелетия.

Прочитав о событиях нашей земной истории последних двух веков, любой комиссар или инквизитор из реальности Вархаммера 40000 неизбежно пришёл бы к выводу — в этом мире случился прорыв Хаоса. И хотя демоны не обрели материальную форму, но их прямое влияние на ход событий вполне очевидно и несомненно. Чего стоит одна только нынешняя всепланетная истерия, умело разогретая культистами Нургла. Однако прочие боги Хаоса отметились в XX веке намного масштабнее.

Коллаж из сети, посвящённый сами-знаете-какому вирусу.
Коллаж из сети, посвящённый сами-знаете-какому вирусу.

Период с 1914 и по 1945 можно назвать эпохой Кхорна. Параллельно с ним и вплоть до нынешних дней активно действовал Тзинч, умело разжигающий революции, перевороты, коррупцию и перманентные реорганизации всего и вся. Про Нургла уже было сказано. В прошлом веке он отметился как минимум Испанкой и СПИДом. Слаанеш тоже не сидел/сидела без дела. Наиболее ярко его/её присутствие ощущалось в 1920-е, 1960-е и в наше время.

Он прозревал мрачное будущее.
Он прозревал мрачное будущее.

Поскольку явного портала в варп не открылось, локализовать прорыв в пространстве и времени будет не слишком просто. Ясно, что потенциальные псайкеры (в нашем мире их обычно именуют визионерами) чувствовали его заранее — например, Эдгар Алан По. А Говард Филипс Лавкрафт, живший уже во время прихода Хаоса, тщательно и подробно записал всё, что видел. Но поскольку именно тогда боги Хаоса безраздельно владели вниманием людей, его тексты мало кто прочитал. Лишь когда власть демонов несколько уменьшилась, его творчество обрело подлинную популярность.

Одна из тварей варпа. Или Некрономикона. Разницы нет.
Одна из тварей варпа. Или Некрономикона. Разницы нет.

Чтобы вычислить место и время прорыва, надо обратить внимание на явных чемпионов Хаоса. Один из кхорнитов родился в семье Шикельгруберов в 1889 году, в Верхней Австрии. А известный посланец Тзинча, как и положено демону изменчивости, носивший множество имён, таких как Яцек, Якуб, Переплётчик, Франек, Астроном, Юзеф и Доманский — в Виленской губернии, в 1877 году. Можно пока принять эти места и даты за примерные границы зоны прорыва. Итак, он длился около 12 лет, что совпадает с циклом солнечной активности, и произошёл в Восточной Европе.

Постер польского фильма 1983 года «Героическая пастораль».
Постер польского фильма 1983 года «Героическая пастораль».

Братья Стругацкие, тоже явно бывшие псайкерами, описали ситуацию в своей повести «Пикник на обочине». В разговоре главного героя с барменом прямо говорится об адской природе «пикника» (то бишь прорыва Хаоса), устроенного на Земле неведомыми силами. И о том, что в этой зоне осталось множество артефактов, часть из которых люди сумели обратить себе на пользу, но остальные представляют смертельную опасность для всего живого. Эту бинарность (пользу и вред) от даров Хаоса можно увидеть, к примеру, в исследованиях радиоактивности, которые начались сразу после прорыва — Беккерель открыл это явление в 1896 году. Примерно тогда же было изобретено радио.

Ада Лавлейс, благословенная Духом Машины.
Ада Лавлейс, благословенная Духом Машины.

К счастью, люди не остались совсем беззащитными перед демоническими силами. Им во многом помог технический прогресс, являющийся результатом благого действия Омнисии. Оно началось превентивно, проявившись в разработках Чарлза Бэббиджа, начавшего постройку универсальной вычислительной машины ещё в 1833 году. Ещё одна благословенная Омниссией личность — первая программистка Ада Лавлейс, жившая в то же время и помогавшая Бэббиджу. Всех прочих знаменитых техников и изобретателей невозможно перечислить. Были среди них и те, кто смело экспериментировал с хаотическими эманациями — например, Никола Тесла.

Ещё один псайкер, бывший при этом ещё и адептом Омниссии.
Ещё один псайкер, бывший при этом ещё и адептом Омниссии.

Как сказал бы любой адепт Бога-Императора, ложные культы, процветающие до этой эпохи, предсказуемо не сумели оказать никакого сопротивления Хаосу, его демонам и чемпионам. Кстати, сразу же после прорыва появилось так называемое «Олимпийское движение», придавшее самому слову «чемпион» ярко выраженную позитивную окраску. Надо заметить, что хаоситы в данном конкретном прорыве не просто обратили первоочередное внимание на собственную рекламу — они откровенно сделали ставку на массированную пропаганду, все прочие инструменты воздействия на тела и души людей были второстепенными.

Там, где сияет аквилла, Хаос бессилен.
Там, где сияет аквилла, Хаос бессилен.

Чем же можно объяснить краткость этого прорыва, его незавершённость и то, что Человечество сумело не только противостоять ему, но даже использовать некоторые его последствия в собственных целях? Ответ вполне очевиден — Император уже живёт среди нас, хоть пока что и не проявлен. Как известно любому жителю Империума, Император защищает и хранит людской род. Хотя сами люди об этом не знаю, но информация о том, что людям помогает справиться с демонами некто могущественный, так или иначе просачивается — чего стоит один только американский комиксовый культ «супергероев», то есть прото-примархов.