Когда стартап только запускается, то, естественно, все внимание зациклено на том, каким он выйдет на рынок: конкурентным ли? интересным ли для потенциальных потребителей? как долго с вами будут ваши партнеры? окупятся ли вложения? Напряжение доходит до крайней точки, но как только продукт занимает свое место в нише, более-менее «усаживаясь» в нее, в дальнейшем, как правило, владелец смотрит на метрики доходов, расходов, вложений в рекламу — проще говоря, замыкается на своем бизнесе. Забывает смотреть по сторонам.
А зря. Ведение своего дела лично мне отчасти напоминает вождение автомобиля: ты должен контролировать не только то, что происходит у тебя в салоне, но и не меньшее внимание обращать на то, что происходит вокруг твоей машины во время движения. Так что для того, чтобы ваш бизнес хорошо двигался и вовремя «поворачивал» за трендами туда, куда нужно, следует регулярно осматриваться вокруг, чтобы понять, куда вы движетесь относительно конкурентов.
В этом деле хорошо помогает проведение SWOT-анализа. SWOT-анализ позволит вам взглянуть на потенциал вашего бизнеса, спланировать его положение на рынке и будущее развитие на ближайшую неделю, месяц и даже год.
Аббревиатура SWOT расшифровывается так:
S — Strengths (сильные стороны)
W — Weaknesses (слабые стороны)
O — Opportunities (возможности)
T — Threats (угрозы)
Сильными и слабыми сторонами вашей компании могут быть ее сотрудники, партнерские отношения, интеллектуальная собственность, активы, репутация. Это те внутренние факторы, на которые вы можете влиять самостоятельно, изменяя их качество. Они показывают то, с чем вы можете работать.
Возможности и угрозы — это, к примеру, ваши поставщики, конкуренты, экономика, ваше финансирование, тенденции рынка. Это внешние факторы, на которые вы не можете влиять и к которым вы должны как-то подстраиваться, чтобы оставаться на плаву. Это та среда, которая вас окружает, и никто не знает, как она будет относиться к вам в будущем — дружественно или враждебно.
Сильные и слабые стороны позволяют увидеть настоящее течение дел, тогда как возможности и угрозы сосредотачиваются на будущем. Что происходит и что может произойти.
Грамотное и регулярное (как правило, дважды в год) проведение SWOT-анализа позволит вам скорректировать развитие вашей компании с учетом всех факторов, как внутренних, так и внешних, причем как в кратковременной, так и в долгосрочной перспективе. Его выполнение позволит вам провести анализ безубыточности и увидеть более реалистичную картину всего процесса.