Глупость, самоуверенность и крайняя предвзятость — вот три кита, на которых традиционно держатся рассказы иностранных путешественников о России. Франческо Альгаротти, к сожалению, не стал исключением. Его «Путешествие в Россию», написанное в середине восемнадцатого столетия, книжка довольно примечательная. И не только тем, что она очень маленькая и поверхностная, а главным образом тем, что основную часть своего повествования о России Альгаротти основывает, как это не удивительно, не на собственных наблюдениях, все-таки он очевидец, а на рассказах других европейцев: англичан, поляков, немцев. Это, на первый взгляд, весьма странно и нелогично. Но только если мы считаем, что целью, хоть и не титанического, но все-таки труда Альгаротти, является изображение действительной России. Но для него, как и для большинства иностранных путешественников, наша страна как таковая, как раз вовсе и не интересна. Как плохой ученый, который перед началом эксперимента уже заранее готов только к одному, устраивающему его результату, и отчаянно подгоняющий под него получаемые данные, так и Франческо Альгаротти приезжает в Россию с уже готовыми, сформировавшимися представлениями о ней, и старательно подгоняет под имеющийся образ все, что ему удается увидеть в своем путешествии. Это тем проще, что увидеть ему довелось очень не многое: Ревель, Кронштадт и Петербург. Дальше итальянец не ездил.
Там, где увиденное хоть как-то накладывается на его ожидания, в записках Альгаротти чувствуется удовлетворение, например стареющие петровские линейные корабли в Кронштадте он описывает с явным удовольствием. Но оказывается не в состоянии сдержать себя и пускается в дешевые софистические спекуляции на тему, что даже, если и не весь петровский флот сгниет в ближайшее время, то все-равно в России для него не откуда взять матросов, так как русские по определению никудышные моряки, у них нет торгового флота, далее, с его точки зрения, можно и не рассуждать. А напрасно. Ведь сам Альгаротти пишет, что торговый флот нужен, главным образом, для того, чтобы плавающие в нем матросами могли закалить свой характер и приучить его к таким лишениям, которые невозможно испытать на суше. Сразу видно, что автор не ездил дальше Петербурга, если бы он видел тогдашнюю Россию, то знал бы, что в ней возможно привыкнуть к таким лишениям, которые невозможно даже вообразить на море. Не останавливают рассуждений Альгаротти о мореходных качествах россиян даже приводимые им самим сведения о последних сделанных русскими открытиями в арктических морях. К слову сказать, теми самыми, которые более двух веков пытались сделать такие признанные европейские мореходы, как англичане и голландцы, но так и не сумели добиться успеха. Казалось бы, вывод очевиден для любого, кто хоть немножечко дружен с логикой. И уж тем более должен был бы быть очевиден для такого великого философа и физика, каким привык считать себя Альгаротти. Но нет. Все выводы в Европе принято делать заранее. Позволить фактам вести за собою нить рассуждений — ниже достоинства настоящего просвещенного мыслителя. Зато какой величественный полет фантазии можно себе позволить! Например, Волга оказывается у просвещенного итальянца величайшей рекой Азии. Ну хорошо хоть не Африки! Хотя Азия в устах образованного европейца, это даже больше, чем часть света. Азия, Африка и Америка для культурного и предприимчивого жителя Европы — синоним территорий, подлежащих колонизации. В отличии от европейских соседей, с которыми, кстати, тоже можно вовсе не церемониться, в Европе войны в то время были таким же ничем не ограниченным грабежом и геноцидом, как и в любой колонии. Однако пренебрежительно плевать на них с высоты культурного положения было не принято. В том, что европеец тоже человек, даже если он еретик, сомневаться было не принято. Зато относительно всех остальных людей европейская «гуманистическая» культура сумела породить замечательную идею: оказывается вовсе не все люди были сотворены господом по образу и подобию собственному, а только европейцы. Все же остальные, особенно красные, черные, желтые — вовсе нет. А стало быть, у них нет души — торжественно изрекли «мудрейшие» европейские мыслители. Нам сейчас часто кажется, что европейский расизм и фашизм лишь волею случая появились в двадцатом веке, и то лишь как ответ на «коммунистическую угрозу». Как видите, вовсе нет. Это естественный ход европейской цивилизации, полностью соответствующий ее основным течениям в философии и мировоззрении.
Но вернемся к необременительному труду Альгаротти. Весьма подробно он описывает положение дел на южных рубежах России. Он не видал их даже одним глазком, однако рассказы о них составляют едва ли не большую часть его книги. Более того, сразу заметно, что писать об этих местах и событиях ему даже проще, чем о лично виденном им самим Петербурге. Почему? Да потому, что он пишет о них со слов других чужеземцев, которые точно так же, как и он сам, склонны видеть сны о нашей стране. Эти сны полностью соответствуют его собственным, а потому пересказывать их легко и приятно. Даже, если они не всегда и не во всем, мягко говоря, соответствуют реальности. С глубоким сочувствием автор рассказывает о провале попытки английской Московской компании монополизировать торговлю с Персией через Астрахань и Волгу. Бессовестные русские, до того времени безропотно терпевшие у себя торгово-колонизационную компанию англичан, нахально вырвали из ее рук тот самый пирог, к которому она начинала тянуться еще во времена Ивана Грозного. И вдобавок, в тот самый момент, когда он наконец только-только оказался в английских руках. Нет, ну это было положительно гнусно! Кстати, стоит заметить, для современного читателя, что английская Московская компания после этой неудачи вовсе не отказалась от своих планов: она терпеливо ждала еще почти двести лет и последнюю попытку совершила уже в годы гражданской войны, когда войска английских интервентов захватили Архангельск и Закавказье — два конечных пункта волжского торгового пути из Персии. Однако победа советской власти не только, снова лишила ее захваченного, но и привела к исчезновению самой компании. Последней из британских колониальных компаний. Если конечно не считать последней колониальной компанией Соединенные Штаты, сравните их флаги. Полагаете в основных государственных символах есть место для совпадений?
Но мы опять отвлеклись. Вернемся к «Путешествию по России». Его концовка, касающаяся войны России с Портою во времена Анны Иоанновны, замечательнейшим образом пишется со слов польских и немецких купцов. Надо ли упоминать, что их точка зрения тоже весьма своеобразна. Хотя по сути, она уже ничего не добавляет к тому, о чем мы уже говорили ранее. А потому самое время расстаться наконец с трудом эрудированного итальянца, пока рецензия на него не оказалась по объему более самого оригинала. А оригинал — достаточно забавная и уж точно не слишком большая книжка, поэтому можно смело рекомендовать ее к прочтению для расширения кругозора и общей эрудиции.
Тираж 2014 года пока все еще в продаже:
В Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/467946/
в Читай-городе: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/836333/?watch_fromlist=%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8
на Алибе: https://www.alib.ru/au-alnmngarotti/nm-puteshestvie_rossiyu/ (букинистика, есть предложения с ценой в четыре раза ниже, чем в Читай-городе)
в Московском Доме Книги: https://mdk-arbat.ru/book/838859 (остатки)
в Библио-Глобусе: https://www.bgshop.ru/catalog/getfulldescription?id=10130703
История великих торговых компаний, начавшаяся во времена Васко да Гамы и Колумба, заканчивается на наших глазах.