Разбираем составляющие девелоперского продукта, которые помогут жителям вашего проекта больше общаться, заводить друзей среди соседей и растить социальный капитал.
Социальное взаимодействие – это то, что делает нас счастливыми. Наиболее удовлетворенным жизнью человек ощущает себя после 6–7 часов общения. Даже деньги не способны так пошатнуть внутренний баланс, как снижение количества контактов и дружеских связей – в 2008 году это выяснили итальянские ученые. Но много ли девелоперов берут это на вооружение в создании среды, в которой человек проводит каждый день своей жизни?
В этой статье мы хотели бы рассмотреть решения в продукте застройщика, способствующие укреплению социальных связей, самому серьезному достижению города по мнению урбаниста и автора книги «Счастливый город» Чарльза Монтгомери. Каждый ЖК может и должен стать более «контактным», открывающим путь новым связям и встречам жителей. Достигнуть этого можно с помощью целенаправленной работы с продуктом.
ЛОКАЦИЯ: быть доступнее
Путь каждого развитого города – расширение окраин, но чем больше времени мы тратим на дорогу, тем меньше вероятность нашей вовлеченности в социальную жизнь: общение, участие в общих мероприятиях, время с друзьями или даже с семьей. Поэтому так важно предусматривать гуманные расстояния до ключевых объектов и активно вовлекаться в улучшение транспортной доступности.
ЭТАЖНОСТЬ: меньше – значит больше
Безусловно, высотное строительство экономически более привлекательно, но каждый следующий этаж отделяет людей от возможности контактировать друг с другом. С этажей выше 4 сложнее наблюдать за активностью детей и соседей, участвовать в жизни двора. В малоэтажных домах, напротив, удовлетворенность от общения с соседями, как правило, оказывается выше: контактов меньше, но они более качественные. За счет ограничения количества квартир на этаже формируется более приватная, эргономичная атмосфера, благоприятная для психологического здоровья человека.
Читайте также статью проектировщика с 22-летним опытом о том, почему строить высотки не так уж выгодно.
РИТЕЙЛ: всюду жизнь
Магия небольших кофеен, пекарен или уличных ларьков неоспорима. Крайне важно не только предусмотреть разноформатный ритейл, но и сделать его дружелюбным. Когда первые этажи выглядят приветливо, – пешеходов окружает человеческая активность. «Свет, который падает вечером из окон магазинов, офисов и квартир, усиливает чувство безопасности на улицах, – пишет знаменитый датский урбанист и автор книги «Город для людей» Ян Гейл. – Смягченные границы (между улицей и помещением) дают понять, что город гостеприимен к людям». А вот ритейл с полностью закрытыми в нерабочее время пролетами, наоборот, создают у человека чувство опасности и отчуждения.
ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ: магнит для сообществ
Каждому месту необходим свой центр притяжения, будь то центральная площадь, внутренний парк или променад с различным набором функций: прогулки, спорт, отдых. Люди, ведущие схожий образ жизни, собираются пообщаться с приятелями и лишний раз подтвердить свою общность: собачники, велосипедисты или родители малышей. Сам факт наличия такого центра неподалеку сподвигает людей чаще задерживаться на улице и заводить знакомства.
ДВОР: уютный хаос
Одно из очевидных решений – сделать двор интересным, продумать как стандартные, так и необычные зоны, где люди будут контактировать друг с другом. И тут включается фантазия: йога-площадки, амфитеатры, беседки или зоны барбекю. А как вам мини-планетарий?!
Что принципиально важно:
— четкие и прямые геометрии лишают двор «мелких хаотичных удовольствий», легкий беспорядок делает его уютным и интуитивно близким к человеку;
— в «зеленых» дворах независимо от времени суток всегда кипит жизнь, а бетонные кажутся вымершими. Также можно активно привлекать к посадке зелени самих жителей, так как работа с почвой повышает уровень серотонина и отлично способствует объединению всех причастных.
Тактическая урбанистика: новый тренд в девелопменте. Как и зачем давать жителям право голоса? Читайте статью стратега GMK.
ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ: игра не кончается
Если в первые пять лет ребенок недостаточно играет со своими сверстниками, существует большая вероятность того, что у него разовьется психологическое заболевание. Современные производители детских комплексов вполне осознают ответственность, создавая как можно больше интересных зон для взаимодействия детей друг с другом. Примером являются жилой комплекс «Бунинские луга», где архитекторы воплотили концепцию бесконечной игры.
СОСЕДСКИЙ ЦЕНТР: вместе веселее
Сейчас мы уже точно понимаем, что это не просто маркетинговый ход. Люди с чувством принадлежности к своему сообществу счастливее тех, у кого его нет. Если работа в соседском центре отлажена, происходят регулярные мероприятия, а сами соседи спонтанно собираются и предлагают активности – ваш центр действительно формирует «счастливое» сообщество.
ПОДЪЕЗД: теплые встречи
На мой взгляд, потенциал этого пространства недооценен. Это первое место встречи с соседями, где вы можете друг другу улыбнуться и пожелать отличного дня. Идеи для создания настоящего комьюнити у вас в холле: мягкие диваны, детская зона, шведская стенка, зона для просмотра фильмов, фитнес-тренажеры или даже аквариум. К примеру, девелопер «СКОН» в проекте «Суриков» расположил эспрессо-бар для самообслуживания, чтобы по утрам собирать жителей в лобби. Такие решения отлично объединяют соседей в непогоду и помогают лучше узнать друг друга.
«Хочешь быть счастливым – создавай город, где время уходит не на дорогу, а на общение с семьей и творчество. Где общественные пространства стимулируют новые знакомства. Где вне зависимости от уровня дохода горожане чувствуют свою значимость, сопричастность, связь с городом и берут ответственность за его будущее».
Урбанист и журналист Чарльз Монтгомери
Что почитать по теме «счастливый город»?
- «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь», Чарльз Монтгомери, 2019 г.
- «Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие», Эллард Колин, 2020 г.
#маркетинговые стратегии
Еще больше интересных материалов на GMK Blog