Найти тему

Стоит ли верить государственным СМИ? Часть 1

Оглавление
Журнал The Lancet опубликовал позитивную оценку российской вакцины «Спутник V».

Ругать своё, хвалить чужое – русская «ксенофобия наоборот»

Больше полугода прогосударственные и оппозиционные каналы спорили до хрипоты о том, хороша ли российская вакцина от COVID-19. И вся страна металась из стороны в сторону – прививаться или нет. Точку в споре поставил факт публикации в иностранном медицинском журнале. Самое время задуматься о наших особенностях в восприятии информации.

Каждый день мы читаем или слышим новости. Государственные каналы называют одни цифры, факты, события. Независимые СМИ – другие. Оппозиционные – третьи. Как в этом разобраться и кому стоит верить?

Поколения наших бабушек, дедушек, мам и пап жили в стране, где ценным считалось придерживаться общей идеи и не отступать от единой идеологической линии ни на йоту. Цензуре подвергались все виды творчества и массовой культуры. В определённые периоды пресекались даже разговоры – антигосударственные и антинародные. Молодые люди нового времени считают это отсутствие свободомыслия и свободовыражения едва ли не главным грехом СССР и посмеиваются над своими родителями, до сих пор черпающими новости из государственных СМИ. «Первый канал – это диагноз» – говорит молодежь и отправляется за правдой в «независимые издания» и социальные сети.

И «правда» находит их там. Американские гиганты Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Google и китайская платформа TikTok с помощью сложнейших алгоритмов и чудес технологий подкидывает им «правду» в два счёта. На практике это выглядит так: весь TikTok забит миллионами (!) видео подростков, призывающих таких же подростков на несанкционированные митинги, а официальные аккаунты организаторов этих митингов смущённо тупят взор и «рекомендуют детям остаться дома». А зачем им вызывать удар на себя? TikTok с агитацией прекрасно справляется самостоятельно. А Роскомнадзор и Генеральная прокуратура справляются с трудом: как призвать к ответу серверы и хостинги на другом конце земли?

Дональд Трамп во время одного из своих выступлений сказал, что в СМИ «работают самые бесчестные люди в мире». В его словах есть доля правды том смысле, что в современных СМИ работают самые убедительные люди, способные влиять на общественное мнение. Мы приходим к ним с чистыми от дум головами, а уходим с их мыслями и идеями, плотно засевшими в нас. Мы пренебрежительно называем это «зомбированием», «промывкой мозгов» и «пропагандой». Но не осознаем, что всё, что говорится и пишется на публику, – это «пропаганда» и «промывка мозгов». Наш великий и любимейший Владимир Высоцкий тоже вкладывал в наши головы мысли и идеи. Вся суть в том, какие именно идеи нам пытаются передать и что они делают с нашим обществом.

Советская пропагандистская машина работала не ради подавления инакомыслия как такового. Её цель состояла в том, чтобы из разрозненных кусков народов собрать единую сильную нацию. Без общих идей невозможно развивать страну. Стоял вопрос не просто мирного развития, а выживания среди сильных и безжалостных агрессоров. Колоссальной сложностью этой нетривиальной задачи и объясняется «энтузиазм» советской цензуры.

А что же сегодня? Сегодня мы живём всё в том же мире конкуренции за ресурсы, где страны и корпорации расталкивают друг друга локтями. Информация – это товар на экспорт. Каждая страна отправляет этот товар в другие, чтобы в общем зачёте получить больше выгоды. Но есть и внутренняя информация, которая поставляется в собственное общество через СМИ и инфлюенсеров.

Признанный чемпион в искусстве пропаганды – Соединённые Штаты Америки. Информационная машина Америки – это гигантские маховики телевизионных сетей АВС, CBS, NBC, газет «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост» «Уолл-стрит-джорнел», информагентств «Ассошиэйтед Пресс» и «Юнайтед Пресс Интернейшнл». У этой машины есть и мотор – Голливуд, который на короткой ноге с военными кругами Америки ещё с 1911 года. Имеется и лобовое стекло – любимый «глоток свободы советских студентов» – «Голос Америки».

Все эти традиционные американские СМИ, подкрепившись своими же социальными сетями и мировыми брендами поп- и масс-культуры, убедительно и очень доходчиво рассказывают всему миру, «что такое хорошо и что такое плохо». И тут всё очень просто: «хорошо» – это свобода (западного) слова. А «плохо» – это всё, что ему противоречит. «А если не будут брать – отключим газ (Твиттер!)»

Китайская Народная Республика этот «товар» берёт с оговорками, ограничивая интернет и создавая свои платформы соцсетей и мессенджеров. Мы же охотно верим всему тому, что нам говорят «оттуда», и не доверяем собственным СМИ. Попытки регуляции информационных потоков называем «репрессирующей цензурой» и накладываем себе в тарелки двойную порцию западного информационного «товара».

Объективное понимание происходящего – на онлайн-лекциях по психоанализу. Успейте забронировать место на ближайший цикл бесплатных лекций!

Продолжение тут.

Яна Мальцева

© Мысли шире!

Заметка написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана