Найти тему
Рыжий Библиотекарь

11 способов улучшить свои навыки ролевика

Это лайт-версия статьи, написанной мною ранее, версия без обсценной лексики. Можете смело делиться ею с теми, кому читать вариант с более крепкими выражениями было бы некомфортно. С текстом в его первозданном виде можно ознакомиться здесь.

Способ первый. Не сиди на месте

Задача номер один для тебя как игрока — проявлять активность. Ты постоянно должен думать: «Каковы мои цели? И что я могу сделать для их достижения?» Игра выстроена вокруг ваших персонажей, и, если вы будете сидеть на попе ровно, приключения не постучатся к вам в дверь.

Исследуй. Задавай вопросы. Дёргай за ниточки. Сюжет не развернётся перед тобой, пока ты не начнёшь его изучать. Помогай ведущему создавать сцены, разговаривай с его персонажами, лезь к ним в душу. Если ты играешь героем, который не способен на это, найди иной способ повлиять на ситуацию.

Если тебя раз за разом отпихивают на задний план и ты маешься бездельем, пока остальные герои делают что-то важное, задумайся, как такой скучный субъект оказался в их компании?

Будь активным, не плыви по течению. Если ты ничего не вынес из статьи, запомни хотя бы это.

Способ второй. Уясни для себя, что твой персонаж существует только тогда, когда ты говоришь о нём

Можно написать сколько угодно страниц предыстории, приятель, но она не повлияет на игру, если ты не покажешь, как пережитое сказалось на твоём герое. Ты прожжённый делец? Круто. Веди бизнес хитро и бойко, так, чтобы всем было понятно, что ты за человек. Ты саксофонист, играющий зажигательный джаз? Не убирай далеко свой инструмент. Ты дикий эльф, пытающийся наладить контакт с цивилизованными народами? Так иди и налаживай! Не сливайся, слезай с дерева!

Второй способ связан с первым: активно действуя, ты рассказываешь о своём персонаже. Другие игроки могут не знать предыстории твоего героя, а их персонажи не умеют читать мысли. Ну то есть некоторые из них умеют, но ты понимаешь, о чём я. Они не обязаны это делать.

Так что задействуй таланты, качества, слабости, связи персонажа. Используй любую возможность, чтобы показать, а не рассказывать другим за столом, что он собой представляет.

-2

Способ третий. Не мешай событиям происходить

Отрицание действий другого игрока — довольно бесполезное занятие. Этим ты словно сталкиваешь два заряда, которые могли бы повлиять на историю, но вместо этого взаимоуничтожаются. Например, воин хочет дать затрещину какому-то подонку, но твой монах против этого, поэтому он перехватывает руку задиры. Внутри игры ничего не произошло. Всё, что ты сделал, — это зря потратил драгоценное время.

Просто оставь всё как есть. Положись на своего товарища по игре. Если воин ​​хочет сломать кому-нибудь нос, что произойдёт после того, как он это сделает? Твой монах поспешит помочь подонку подняться? Постарается утихомирить воина? Извинится перед друзьями этого придурка, прежде чем начнётся большой замес? Прикроет воину спину в разразившейся драке, несмотря на то что вовсе не хотел её начинать? Или столкнёт его с самым здоровенным участником потасовки, чтобы преподать ему урок? Всё это может сделает вашу историю интересней. Попытка поймать воина за руку — вряд ли.

Не мешай, предвкушай (рифмованные строчки проще запоминаются, мотай на ус).

Способ четвёртый. Полностью контролируй своего героя

«Мой персонаж не стал бы этого делать» — скучное оправдание и решительное «нет» сюжету игры на фундаментальном уровне. Это категорический отказ от участия в создании истории.

Такие решения, как правило, поспешны, поэтому позволь своему герою поступить так, чтобы повествование получило интересное развитие, но постарайся при этом понять его мотивацию. Почему плут взялся сделать что-то для храма? Есть ли у него скрытые мотивы? Может быть, тому причиной чувство солидарности с остальной частью партии? Персонажи, оказавшиеся в сложных ситуациях, — это основное топливо драмы.

Помнишь ту замечательную историю о хоббите, который послал Гэндальфа подальше и сидел дома, выковыривая грязь из-под ногтей своих волосатых ног день-деньской, пока всю его деревню не захлестнули легионы тьмы? Нет. Не было такой истории. Хватай свой рюкзак и топай в Мордор, Фродо.

Если ты продолжаешь объяснять всем действия твоего персонажа или не согласен с общими решениями сопартийцев из-за его взглядов, возможно, мотивы твоего героя ошибочны. Будем честны, они не являются прописной истиной. На первом месте всегда стоят интересы группы героев, не твоего персонажа-снежинки. Если он не приносит пользы, оставь его в ближайшей деревне и попробуй отыграть кого-нибудь более гибкого и лёгкого на подъём. Посоветуйся с другими игроками и создай более подходящего героя.

Твой персонаж — часть истории, и эта история про всю вашу команду, а не про него лично.

-3

Способ пятый. Не вреди персонажам других игроков

О нет, этот развесёлый вор обчищает карманы других членов группы! И его броски на ловкость рук настолько удачны, что никто ничего не заметит! Боже, как «уморительно».

Этот парень никому не нравится. Он обычно играет кендера, и я полностью убеждён в том, что этот народец следует немедленно исключить из всех ролевых игр. Я не считаю геноцид преступлением, если речь идёт о кендерах. Воровство у своих соратников — грязный и нечестный способ воздействия. Если они узнают о краже, что произойдёт? Ты хочешь спровоцировать конфликт? Будет ли это справедливо, если твоего героя убьют его же товарищи? Получат ли другие игроки от этого удовольствие?

Атаковать своих сопартийцев — не менее ужасный поступок. Когда система полностью поддерживает и поощряет подобные действия, например в играх Paranoia или Dogs in the Vineyard, я не смею сказать ничего против. Но если междоусобица не краеугольный камень игры, то давай обойдёмся без неё, окей? Мне трудно придумать, как подобные взаимодействия могут сделать игру лучше. Если твоей группе это нравится, обсудите это заранее. А я, пожалуй, буду держаться подальше от таких экспериментов.

В игре есть толпы персонажей ведущего, которых можно обокрасть, отмутузить или вовсе убить. Применяй свои грязные приёмчики в первую очередь на них. Так у тебя будет меньше шансов испортить отношения с реальными людьми.

Способ шестой. Потрудись изучить правила

Если ты знаешь систему, тебе будет проще взаимодействовать с ведущим, потому что ты будешь знать границы возможностей своего персонажа. Ты можешь рассчитать приблизительную вероятность успеха или неудачи конкретного действия, как в реальной жизни. Ты можешь быстро оценить ситуацию и сообразить, что нужно сделать, потому что законы мира тебе знакомы.

Конечно, к новичкам отношение более снисходительное, но если хочешь, чтобы тебя продолжали звать куда-то играть, то всё-таки читай правила.

Только, ради всего святого, не превращайся в адвоката правил. Как определить, относишься ли ты к этому типу игроков? Есть простой способ: если ты споришь о правилах дольше двадцати секунд, у тебя проблемы. Ты инспектор по охране труда и технике безопасности в мире ролевых игр, и тебе лучше остановиться, потому что своей болтовнёй о правилах ты лишаешь игру фана.

Бывают случаи, когда в правила закрадывается ошибка, и это нормально. Однако мне трудно вспомнить хотя бы один случай, когда мы прекрасно провели время, потому что адвокат правил заставил ведущего изменить правило, в котором была допущена ошибка.

Способ седьмой. Сосредоточь на игре всё своё внимание

Эй, друг! Во что залипаешь в телефоне? О, это Candy Crush Saga? Забавно, тут у нас на столе всякие кубики и бланки персонажей — мне казалось, что мы играем в подземелья и долбаных драконов. Но я, должно быть, ужасно ошибаюсь.

Трудно представить, как ещё нагляднее можно показать своё пренебрежительное отношение к игре. Если происходящее за столом настолько тебе наскучило, что ты играешь в очередной тайм-киллер, читаешь книгу или листаешь Facebook, то просто лучше не приходи на встречи. Одним своим присутствием ты портишь всем настроение. Я предпочёл бы, чтобы игрок, которому настолько наплевать на процесс, просто не пришёл, потому что мне не нужно развлекать пустой стул.

Конечно, от ведущего ожидается, что его игры будут интересными. Но помни о первом способе: не сиди на месте. Дай ведущему материал, с которым он сможет работать. Если ты не платишь за игры, он не обязан изображать танцующую обезьянку только потому, что сидит за ширмой.

Способ восьмой. Если ты причинил кому-то дискомфорт, извинись и поговори с ним об этом

Проводя свои игры, я всегда устанавливаю обязательное правило: «Никакого секса». Просто, опрятно, изящно. Сексуально озабоченные персонажи, как правило, выглядит странно. Конечно, герои часто пытаются кого-то соблазнить, а кто-то пытается соблазнить героев — и это нормально. Мне встречались персонажи, сильно пострадавшие от сексуального насилия. Но сцен с подробным описанием секса никогда не было.

Темы, которые для нас обыденны, у кого-то могут вызывать дискомфорт. Возможно, человеку неприятно участвовать в обсуждении мёртвых младенцев. Может быть, его коробит грубость или заигрывание со стороны персонажа другого игрока.

Если ты считаешь, что мог кого-то расстроить, спокойно спроси его об этом. И если это действительно так, извинись и больше не поднимай эту тему. Поверь, это несложно. Именно так принято вести себя в нормальном человеческом обществе, и почему-то из-за того, что за игровым столом мы представляем себя другими существами, мы часто забываем, как это делается.

Так что будь тактичным. Будь очень тактичным. Никто о тебе из-за этого плохого не подумает.

-4

Способ девятый. Будь рассказчиком

В книгах «Мира Тьмы» мастера подземелий называют рассказчиком, потому что авторы, похоже, не могут называть вещи своими именами. Но в чём-то они правы. Мастер подземелий рассказывает истории. Легко забыть, что это делают и игроки.

Так что приложи немного усилий, окей? Скажи несколько слов. Проработай голос персонажа, то, как он держится. Опиши его действия. Вместе с ведущим определи, насколько широки границы твоих нарративных прав, и действуй согласно договорённости. Хороший ведущий всегда должен прислушиваться к игроку, если только это не противоречит его задумке.

С другой стороны, краткость — сестра таланта и всё такое. Хороший ведущий не произносит долгих монологов, не заставляет своих персонажей долго обсуждать проблемы, пока его игроки сидят сложа руки и смотрят, как события разворачиваются без их участия. Так что научись понимать, когда нужно заткнуться. Кроме того, твои описания должны быть краткими, если, конечно, твоё нарративное кунфу не достигло 80-го уровня. Но короткая и энергичная речь всегда лучше длинной и цветастой.

Способ десятый. Научись проигрывать

Неудача может быть неприятной. Я сам нервничаю, когда кости ложатся не в мою пользу, особенно когда целую вечность ждал своего хода в напряжённой боёвке, применяю какую-то особую способность или некоторое время говорил важную речь или описывал, как мой герой делает что-то нетривиальное. В такие моменты я нередко ругаюсь. И это не просто привычные бранные словечки, которые все мы используем во время игры, что-нибудь угрожающее в духе «да этот парень вообще нормальный?!»

И это не круто. Нужно научиться рассматривать неудачу как часть истории, а не преграду. Почему я промахнулся? Почему провалил проверку запугивания? Почему я не взломал замок? Почему меня заметили? Кто разоблачил во мне предателя? Как ещё я могу решить эту проблему?

В некоторых системах это встроено по умолчанию, например в PbtA, что даёт возможность влиять на мир всякий раз, когда игрок бросает кубики. Тут неудачный исход броска не ограничивается унылым «ты не попал по нему». И это замечательно! Необходимо научиться думать так без понукания со стороны системы. Мы должны рассматривать неудачу как элемент, который обогащает сюжет, объяснять для себя и всех присутствующих, почему персонаж не достиг своей цели, и понимать, что провал — это не конец света.

Способ одиннадцатый. Играй!

Это игра. Это не проблема, которая существует исключительно в голове твоего ведущего. Это не личная история твоего персонажа. Это не твой блог. Это не повод поболтать с другим игроком. Это не стол, за которым можно сидеть молча. Это игра.

Мы договорились участвовать в ней. Мы рассказываем истории друг другу и принимаем, что эти истории — главная наша цель. И её достижению не должно мешать ничто: ни жаркое сражение, ни сложные отношения твоего персонажа с матерью-полудроу, ни тот факт, что игрок, который играет паладина, постоянно крадёт твои кубики.

Это игра. Уважай других игроков. Уважай историю и действуй в её интересах. Прими как данность, что ты не всегда будешь добиваться своего и что провал может обернуться захватывающим поворотом сюжета.

Делай то, что будет лучше всего для игры. Делай то, что будет лучше всего для истории. Будь активным! Будь позитивным! Будь интересным! Измени этот мир! Если после игры тебе будет нечего вспомнить за кружкой чего-нибудь с друзьями пару лет спустя, это значит, что и ведущий, и игроки не справились со своей задачей.

-5

******

Как обычно, эту статью первыми увидели доны Библиотекаря. И не просто увидели, а вступили в продуктивную дискуссию с автором, в результате которой образовалась ещё одна статья — ответ Ховитту, и её мы тоже публикуем, так что не пропустите!

📩 Ссылка на ответ в группе vk или в телеграфе

Но и это ещё не всё: Библиотекарю напомнили, что на сайте «Студии 101» выложена статья на похожую тему — перевод текста Энди Лоу «Руководство для игроков».

*****

Этот текст — перевод статьи Гранта Ховитта (автора игр Goblin QuestUnbound и Heart: The City Beneath) из блога lookrobot, публикуется с разрешения автора.

Хочешь быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки?

Подписывайся на Рыжего Библиотекаря в ВК«Телеграме» или «Дзене» !​

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц