Существует множество примеров случаев, когда никому не известные режиссеры-самородки, заложившие свою машину, дом, почку или полпочки, делали кино, а оно потом выстреливало, возвращая счастливцу всё вышеуказанное с процентами. Технически это могла быть подборка самых удачных режиссерских дебютов в полном метре, потому что львиная доля тех названий, которые вы прочитаете ниже, именно ими и является.
Но мы остановимся именно на вопросе, как за небольшую кучку денег снять хорошее кино. У того же Джона Карпентера «Нападение на 13-й участок» является вторым фильмом, а его первый, «Темная звезда», будучи довольно любопытным со сценарной точки зрения, в постановочном плане никакой критики не выдерживает.
1. «Клерки» (1994, $27 000)
Разок упоминал. Чтобы снять это кино, еще даже не режиссер Кевин Смит продал любимую коллекцию комиксов. А после того, как его работа выстрелила, выкупил их обратно. Если бы фильм не представлял собой серию зарисовок жизни обычных продавцов в магазине, возможно, одна коллекция дело бы не решила — понадобилось бы две. Или три.
К счастью, имеющихся жертв со стороны режиссера оказалось достаточно, чтобы мы получили замечательную комедию, которая настолько же смешная, насколько и злободневная. Вторая часть, кстати, тоже удалась. Конечно, совсем за другие деньги.
2. «Секс, ложь и видео» (1989, $1 200 000)
Первый фильм Стивена Содерберга, благодаря которому мы с удовольствием смотрим, например, «Одиннадцать друзей Оушена». По сравнению с большинством фильмов в выборке, у этого был умеренно маленький бюджет, которого оказалось достаточно для камерного кино с тогда не очень, а сейчас вполне заметными актерами.
Впрочем, Джеймс Спейдер и Энди Макдауэлл могли и остаться никому не известными. Фильму бы это никак не повредило. Он в любом случае является крутой, хорошо продуманной драмой с жизнеспособными диалогами.
3. «Безумный Макс» (1979, $350 000)
Для таких фильмов стоило бы завести что-то вроде номинации «Без комментариев» (может, еще и заведем). Триста пятьдесят тысяч баксов — это очень мало для боевика с кувыркающимися машинами. Поэтому, с нехватки денег, съемочная группа творила что-то страшное, вместо наличности закладывая собственную черепушку. Посмотрите на автомобильные трюки в фильме и попробуйте потом сказать, что хотели так же.
Я бы не удивился, узнав, что дисклеймер «Не пытайтесь повторить это дома» появился именно после этого фильма.
4. «Нападение на 13-й участок» (1976, $100 000)
Весь сюжет этого фильма хорошо поместился в одном названии. Свирепствующая в городе банда, и без того разъяренная из-за недавней гибели нескольких своих бойцов, на ночь глядя нападает на полицейский участок, который на следующий день должны были закрыть. Участок находится в тихой безлюдной зоне, народа там мало, и укреплен он слабо.
И вот на это небольшое строение из темноты и надвигаются садисты и убийцы. Просто возникают из кустов, как упыри. Их всё больше. А защищающихся внутри всё меньше. В общем, получился жуткий триллер, в котором грамотно наращивается напряжение. Всего за сто тысяч.
5. «Голова-ластик» (1977, $10 000)
Дебют Дэвида Линча в полнометражном кино и очень необычное сюрреалистическое полотно. Обычные тоже существуют, да. И, как правило, это значит, что сюрреализм плохой. Здесь — отменный.
Рассказывать завязку сюжета не то чтобы сложно, скорее это бессмысленно. Есть нелюдимый молодой человек со странной стрижкой, живущий в бедности. Идет он в гости... Как-то так. И всю дорогу фильм отыгрывает не сюжет, а картинка. Сюжет после просмотра вы сами разбирайте, если желание появится.
Чтобы всё это не казалось запутанным, я попробую просто разделить на два. Если вам нравится сюрреализм, вэлкам — это то что надо! Если нет, листаем дальше. Только напоследок посмотрите на бюджет — о нем мы все-таки тоже хотели рассказать.
6. «Пи» (1998, $60 000)
Следующий дебют — Даррена Аронофски. Когда-то у него еще не было «Реквиема по мечте», но были шестьдесят тысяч, собранные с миру по нитке. И на них он снял сильный камерный триллер об ученом, завладевшем ценной информацией, на которую тут же нашлись охочие.
Фильм — черно-белый, почти всё действие происходит в небольшом помещении, а главный герой не больно общителен и богат на эмоции. Но сюжет завернут так, что только сидеть, молчать и завороженно смотреть.
7. «Бешеные псы» (1992, $1 200 000)
Еще дебют. Квентина Тарантино. Сейчас это название на слуху. А в 1992 году фильм прошел относительно скромно — отбил расходы, немножко наполнил карманы всех причастных. И всё.
Но потом было «Криминальное чтиво», которое для кино стало блуждающей пулей, порвав кучу шаблонов и сделав режиссера мировой фигурой.
Там и веточка в Каннах была, и очень взрослые кассовые сборы, и культовый статус — уж на что его лепят куда попало, но здесь нельзя не прилепить. И на этой волне «Бешеных псов» показали еще раз, и теперь недостатка в зрителях не было.
Да, о бюджете. Сначала у Тарантино на съемки было чуть больше, чем пара баксов. Но нашелся один знакомый, другой знакомый — а за ними и продюсер, который оценил предложенный ему сценарий и дал на съемки более или менее адекватные деньги.
8. «12 разгневанных мужчин» (1957, $340 000)
И снова дебют. Режиссер Сидни Люмет свои самые известные и мощные фильмы снял в семидесятых. А начал он, как и многие, с довольно небольшой денежкой и... нехилым строем очень хороших актеров, среди которых больше всех выделялся Генри Фонда.
Сюжет вы можете знать в том числе по фильму «12», ремейку Никиты Михалкова. Двенадцать присяжных собираются в комнате, чтобы вынести вердикт парнишке, обвиняемому в убийстве своего отца. Одиннадцать быстренько голосуют за виновность, а двенадцатый (как раз Фонда) не торопится.
Полтора часа двенадцать человек будут спорить, делая из происходящего классный камерный детектив, смешанный с драмой. В наличии — нешуточные страсти, отличная актерская игра всех присутствующих и атмосфера давящего помещения, из которого бы уже удрать по своим делам, да совесть не позволяет.
9. «Американские граффити» (1973, $777 000)
Фильм Джорджа Лукаса периода «до „Звездных войн“». Именно он сделал хорошую кассу и дал возможность режиссеру снять свой опус магнум и придвинуть далекую-предалекую галактику к нам поближе.
А пока что у Лукаса за плечами был провальный «THX 1138» и совет друга, некоего Фрэнсиса Форда Копполы, сделать что-нибудь легенькое. Он и сделал. Легенькую молодежную комедию, в которой поместилась эпоха шестидесятых: машины, одежда, музыка. И молодые ребята, испытывающие естественный интерес к противоположному полу.
Да, деньги на съемки нашел тоже Коппола.
10. «Дуэлянты» (1977, $900 000)
Очередной удачный дебют в списке. Дебютант: Ридли Скотт, который через два года выпустит умопомрачительного «Чужого», а еще через три — «Бегущего по лезвию». Снимая «Дуэлянтов», режиссер ухитрился увезти съемочную группу во Францию и нарядить актеров в костюмы девятнадцатого века всего за девятьсот тысяч.
В результате — очень живописное кино о двух офицерах французской армии, которые весь фильм напряженно выясняют отношения всеми доступными на тот момент способами. Хорошие актеры присутствуют. Красивый антураж — тоже. Даже древний замок поблизости замечен.
11. «Апгрейд» (2018, $5 000 000)
Не обращайте внимания на сумму бюджета. Для современного фантастического боевика это разве что не карманные расходы. И на эти карманные расходы режиссер Ли Уоннелл снял убойное кино.
Недалекое будущее. У парня по имени Грей убивают жену, а его самого калечат до состояния паралича. С его согласия ему ставят некий экспериментальный чип, который может управлять его рефлексами. Понятно, за ним наблюдают, потому что технология еще не обкатана. Но он быстро отрывается от наблюдателей и идет искать. И убивать.
Довольно тривиально, не так ли? На самом деле, нет. В сюжете хватает всяких поворотов, а дно в нем даже не двойное, а какое-то пятиярусное, что ли. Допустим, на шаг-два сюжет вы раскусите (и то не факт). Но фильм вам еще подкинет. Так, что останется только аплодировать.
При этом да, это боевик — хорошего экшена тоже хватает. И актеры здорово выложились. Особенно Логан Маршалл-Грин в роли Грея. Здорово напоминает Тома Харди, а это, я считаю, комплимент.
12. «Поцелуй убийцы» (1955, $75 000)
Ранняя работа Стэнли Кубрика, сразу обнаруживающая его серьезные режиссерские способности. Это старый черно-белый фильм, идет он чуть больше часа и снят за скромные семьдесят пять тысяч, но, подойдя к делу с душой, режиссер с такими вводными сделал отличный детектив-нуар с интригой и минимум одной интересной актерской работой.
Главный герой, боксер, вступившийся за танцовщицу, к которой приставал ее босс, в какие-то моменты напоминает Тома Уэйтса. И это, как и в случае с пунктом выше, комплимент. При этом сам Уэйтс на момент выхода фильма еще даже в школу не ходил.
13. «Леденец» (2005, $1 000 000)
После некоторой переписки в интернете мужчина и девочка-подросток встречаются в реальности. Она идет к нему домой, где... ловко опаивает его и привязывает к креслу, а затем начинает допрос с пристрастием.
Казалось бы, подобных поделок с претензией на психологичность наснимали с горкой и такое лучше просто обойти стороной. Но таки нет. «Леденец» оказывается довольно интересным камерным триллером, который держится, прежде всего, на хороших актерах. Точнее, на актрисе Эллен Пейдж. Ее оппонент Патрик Уилсон просто честно отыгрывает роль жертвы. А она выдает роскошный образ не по годам умной девочки, которая сейчас будет за что-то мстить.
Причем довольно долго будет непонятно, виновата ли жертва на самом деле или просто девочка попалась своеобразная.
14. «Костяной томагавк» (2015, $1 800 000)
Об этом фильме я писал тут. Просто теперь вы еще знаете, что он снят за довольно небольшие деньги. И за эти деньги авторы воссоздали атмосферу относительно мирного уголка Дикого Запада, в какой-то момент обратив ее в потрясающий кошмар.
А еще этих денег хватило, чтобы пригласить несколько неплохих актеров и одного Курта Рассела, который, как всегда, роскошен.
15. «Тихая Земля» (1985, $1 000 000)
Очень интересная фантастика о том, как некий мужчина очнулся в больничной палате и почти сразу обнаружил, что кроме него в мире не осталось людей.
Этот фильм берет двумя вещами. Первая — это психология человека, который от одиночества потихоньку начинает сходить с ума и творит странное. А вторая — это за какой-то невыразительный миллион воссозданная атмосфера пустого мира. Пустые улицы, дома, промышленные объекты, самолет, который, оставшись без управления, рухнул прямо на город. Это гнетет исключительно героя, а нас только интригует.
16. «Берта по прозвищу Товарный Вагон» (1972, $600 000)
Великая Депрессия в США. Несколько человек, среди которых бывший активист профсоюза и его подружка, грабят поезда. Одни поднимают руки, когда на них наставлено ружье. Другие не готовы с этим мириться и готовят свои ружья.
Это второй фильм Мартина Скорсезе. Пятьдесят лет назад он снимал так же злобно и реалистично, как и сейчас: с обнаженкой, кровью, насилием и цинизмом. Только денег у него было значительно меньше.
Но это не сильно ему мешало. Атмосфера Великой Депрессии с ее бедностью и озлобленностью в этом фильме передана прекрасно. А двум главным персонажам сопереживаешь еще меньше, чем Бонни и Клайду, чью историю сюжет «Берты» здорово напоминает.
Что-то вроде вне конкурса
Здесь будет три фильма. Первый — это «Луна 2112». Вне списка он по той причине, что сам я его не смотрел и пока могу только опираться на общий позитивный фон отзывов, в которых хвалят неторопливое повествование, психологию сюжета и игру Сэма Рокуэлла. Вообще я бы удивился, если бы его ругали — актер замечательный.
При всем при этом с «Луной 2112» у нас та же ситуация, что и с «Апгрейдом» — это фантастика ровно за те же пять миллионов. Эти пять миллионов мудро потрачены на изображение Луны, космоса и планетарной станции добычи ископаемых и создание нужной атмосферы одиночества человека. Опять же, подчеркиваю: всё это — с чужих слов. Сам я этот фильм обязательно посмотрю, а вам пока могу только посоветовать аккуратно про него почитать, минуя всякие обсуждения со влетающими сбоку спойлерами.
Второй фильм — это «Черная суббота, или Три лица страха» Марио Бавы. Сколько на этот фильм было потрачено, мне узнать не удалось. Но при детальном рассмотрении видно, например, дешевизну декораций. Вообще Бава при прочих достоинствах обладает еще и способностью укладываться в жесткие рамки по времени и бюджету. То же самое, кстати, вы можете прочитать про Роджера Кормана (вот здесь, последний, десятый пункт).
Это ужастик-альманах, поделенный на три истории. По-итальянски хороший и необычный. Дешевизна здесь грамотно замаскирована мрачной атмосферой. Особенно это касается второй новеллы, экранизации рассказа Алексея Константиновича Толстого «Семья вурдалака». Если начать покадрово разбирать увиденное, маскировка тут же рассыпется. Но пока вы смотрите...
И еще хочу выделить третью историю. Совсем коротенько. Она получилась настолько жуткой, что прям вот не пробуйте смотреть, если вам вставать рано утром. Потом ведь не уснете.
И последний фильм вне списка — это «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша. Вообще Джармуш снимает артхаус. Только не такой, из-за которого потом само это слово начинают употреблять в негативном ключе. Его фильмы — это фильмы-зарисовки, фильмы-наблюдение. Они без каких-то ухищрений показывают обычный быт обычных американцев. Не самых богатых, мягко говоря. И при этом они сняты так, что за этим бытом интересно наблюдать. Это что-то вроде документалистики, но с выделением ключевых сцен, благодаря которым кино не превращается в банальное описание путешествия героев от обеденного стола до места работы и обратно.
Смотреть такое всем подряд я советовать не могу. Но если вы не произносите слово «артхаус», как будто это что-то плохое, а этот фильм не видели, можете ознакомиться. Ну, и понятно, что такая специфика сюжета не претендует на большие затраты.
Приятного вам просмотра!
Было интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Мы забыли про первых «Рокки» и «Пилу» и «Большое ограбление поезда», которое стоило всего сто баксов? Можем пообсуждать в комментариях. Пишите!