Найти в Дзене

«Сквозь снег»: запоздалая российская премьера от режиссёра «Паразитов»

Удивительно, но официальная российская премьера фильма «Snowpiercer» 2013 года из разряда «must see» состоялась только в 2020. Режиссура и частично сценарий того самого Пон Джун-хо, последнего на сегодняшний день триумфатора Оскара («Паразиты»).

Дабы обойти сухие выдержки из тематических ресурсов, в качестве описания сюжета приведу экспромт-версию отечественного критика Антона Долина (при очень частом расхождении во мнении с ним, иногда он по настоящему пригождается) на ТВ-передаче «Вечерний Ургант»:

«Это очень крутой напряженный антиутопический триллер о будущем после ядерной войны, где мир завалил снег, а выжившее человечество уместилось в поезде, который бесконечно ездит, чтобы не замёрзнуть, по рельсам вокруг земного шара, и о том, как люди в этом поезде пытаются устроить революцию».

Немудрено после такой аннотации засмеяться в голос или закрыть лицо ладонью, однако со скидкой на некоторые лирические отступления и неточности обозревателя (не было там никакой ядерной войны), нелепый до смешного отзыв получился, на удивление, точным! История оригинальная и на первый взгляд бредовая – в равной степени. Однако, как мы хорошо знаем, многие странные идеи в итоге приживаются и со временем становятся культовыми. Вряд ли, конечно, «Сквозь снег» в этом плане выйдет на уровень топовых образцов антиутопии («Тёмного города» или «Бразилии»), но в качестве отдельного рассказа в сборнике «Лучшее за год в фантастике» Гарднера Дозуа он бы наверняка нашёл себе достойное место. К примеру, в чём-то схожем фантастическом рассказе Роберта Рида «Хорошая гора» люди ездили по постапокалиптическому миру на огромном пассажирском черве!

-2
«В удивительно цельном и стремительном фильме Пона уместились разом французский комикс и корейский экстрим, библейская монументальность и кустарная анимация, сказочная схематичность и научно-фантастический реализм, марксистская теория и тоталитарная экономика, леденящая здравость антиутопии и обжигающий жар боевика» – гласит уже более взвешенное резюме всё того же Долина в «Афише».

Не удивительно, что те, кто ожидал увидеть традиционный прямолинейный корейский боевик, остались недовольны: самых разнообразных ингредиентов здесь замешано немалое количество. Работа Пон Джун-хо требует работы мозгов, а не только челюстей при поедании попкорна. Буквально в каждый свой новый фильм кореец с левыми взглядами зашифровывает высказывание (так называемый «месседж») по тому или иному вопросу, по той или иной проблематике. В «Паразитах» крепко досталось капитализму, капиталистическому укладу и образу жизни. В «Snowpiercer» Пон под чистую разносит сущность государства в том виде, в котором мы наблюдаем этот институт сегодня, причём не какого-то конкретного государства, а скорее универсального глобального понятия. Радикальный манифест, который имеет право на существование именно в том виде, в котором его представил на суд мировой общественности автор.

В ряду цельнометафорных посланий корейская картина более понятна и доходчива, чем «мама!» Даррена Аронофски. В ряду интересных «структурных» проектов – более адекватна и сбалансирована, чем «Высотка» Бена Уитли (поставьте поезд вертикально и получите ту же высотку с чётко визуализированной иерархией общества). В фильме задействован международный актёрский состав, из которого выделяются кореец Сон Кан-хо, американцы Крис Эванс и Эд Харрис, англичане Джон Хёрт и невероятная Тильда Суинтон.

Тильда Суинтон. Кадр из фильма
Тильда Суинтон. Кадр из фильма

Сколько самых разных ярких неординарных ролей выдала эта белокурая бестия за последние годы – уму непостижимо! Леденящая кровь ведьма – пожалуйста («Суспирия»), надо вампира – без проблем («Выживут только любовники»), нужен образ старухи-вдовы – почему бы и нет («Отель «Гранд Будапешт»)! Вот и роль мерзкого министра-администратора в картине Пона запомниться теперь надолго!

Хочется отметить стильную визуальную часть ленты, несмотря на грошовый по нынешним меркам бюджет. Здесь каждый вагон, словно произведение искусства, а многим декорациям и цветовым решениям позавидовали бы ведущие западные постановщики. Никуда не делся и национальный подход Пон Джун-хо к съёмке: кровь – фонтаном, тела – в кучу (поистине, полюс жестокости в кино сейчас находится на корейском полуострове), из-за чего сильно впечатлительным смотреть не рекомендуется.

Вывод носит скорее промежуточный характер: смелая, но дискуссионная идея, с оригинальной, но неоднозначной реализацией трэшового боевика. Безусловно, значимое событие, на которое стоило обратить внимание (равно как и на саму фигуру режиссёра, если «Паразитов» оказалось не достаточно), но для окончательного вердикта «Snowpiercer», подобно хорошему вину, должен ещё настояться, выдержать определённый срок и некоторое количество повторных просмотров.

-4

P.S. Одно из объяснений смысла фильма можно найти, например, здесь.

Также не стоит путать полнометражную ленту Пон Джун-хо с новым сериалом «Netflix». На последний «Консервы» ещё дадут своё резюме позже. Следите за обновлениями.