Найти в Дзене
КОРОЧЕ, КУЛЬТУРНО

Вдохновляющие коллажи Анри Матисса

Сегодня, Анри Матисс известный во всем мире французский художник. Известен он как настоящий экспериментатор, которого до самой старости обвиняли в упрощении художественного мастерства.

-2

Анри Матисс был из обеспеченной семьи, но семья была против его увлечения. Несмотря на это, он уезжает в Париж и поступает в школу изящных искусств.

Как художник он нуждался в финансовой поддержке. А одним из тех, кто поддержал его творчество был Московский коллекционер Сергей Щукин.

Щукин считал, что покупать надо работу, которая вызывает шок. Не то, что нравится сразу, а то, что, возможно, со временем ты начнешь понимать и принимать.

Фрагмент работы из джазовой серии аппликаций Анри Матисса, с подписью художника.
Фрагмент работы из джазовой серии аппликаций Анри Матисса, с подписью художника.

Когда Щукин водил экскурсии по своему дому, то говорил про Матисса: «Так глаза и рвет, как по битому стеклу босиком гуляешь, но зато после битого стекла всё кажется мармеладом».

Сегодня, Щукинская коллекция — крупнейшее собрание французской живописи в России. Одного только Анри Матисса в этой коллекции около двадцати работ.

Благодаря Сергею Щукину работы Матисса мы можем увидеть в Пушкинском музее и в Эрмитаже, где сейчас находится одна из самых известных его работ «Музыка».

"Музыка", 1910/. Находится в Эрмитаже (Новый штаб).
"Музыка", 1910/. Находится в Эрмитаже (Новый штаб).

Как Анри Матисс пришел к аппликации

В период 1940-х годов у Матисса было слабое здоровье. Он оказался прикован к инвалидному креслу — больше он не мог работать стоя. На тот момент ему было около 70-ти лет.

Но он не оставляет искусство, а с помощью бумаги и ножниц начинает создавать аппликации. Иногда размеры работ были настолько большими, что приходилось прибегать к помощи ассистента, который помогал расклеивать части аппликаций.

Справа работа "Икар", 1947/
Справа работа "Икар", 1947/

Так в работах Матисса появляются простые и глубокие цвета, лёгкие формы, как будто небрежно нарисованные узоры, сломанная перспектива, упругость движения и детская храбрость.

"Два танцора", 1938/. и "Воспоминания об океане", 1952/
"Два танцора", 1938/. и "Воспоминания об океане", 1952/
-7

Современные историки искусства говорят, что для художника из академии, невероятно сложно отбросить всё, чему его научили, и вернуться к чистому цвету, примитивным формам и интуитивному восприятию пространства.

"Цумла", 1950/
"Цумла", 1950/

Анри Матиссу удалось побороть в себе академика и сотворить совершенно невообразимые на тот период работы, которые и сейчас поражают и вдохновляют!

"Голубая обнаженная", 1952/
"Голубая обнаженная", 1952/

Анри Матисс за работой
Анри Матисс за работой