Всем привет!
Когда-то троллейбус везде считался передовым видом наземного городского транспорта, и в 30х гг. прошлого века в Москве активно убирали с улиц устаревшие трамвайные линии и заменяли их троллейбусными маршрутами. А способствовало этому создание в 1936 г. троллейбуса ЯТБ-1, о котором я сегодня и расскажу.
Аббревиатура в имени нашего героя означает «ярославский троллейбус». Машина сильно выделялась перед своим предшественником «Лазарем Кагановичем» необычной «трапецеидальной» формой кузова, которая в какой-то степени подчеркивала стремительность, хотя скоростными качествами ЯТБ, как и почти все тогдашние отечественные машины, не отличался.
Зато удалось исправить многие недостатки с точки зрения пассажиров. Уровень пола в салоне был гораздо ниже, чем у старых троллейбусов, благодаря более удачному расположению электродвигателя мощностью 60 кВт, который, ко всему прочему, уже не издавал резких звуков при движении.
Салон троллейбуса имел 34 мягких сидячих места, а всего в нем могло ехать 55 человек:
У водителя же был приятный бонус в виде регулировки сидения по высоте.
Но не бывает ничего идеального, и наш герой имел много недочетов. Отопления в салоне не было вообще, окна тоже не открывались, так что летом пассажирам было душно, а зимой очень холодно. В дождливую погоду барахлило электрооборудование, и нередки были случаи, когда пассажир при входе или выходе получал удар током. Головки токосъемников выходили из строя всего за несколько дней. Руль машины был без усилителя, так что водителю требовалась хорошая физическая подготовка. И самое главное, кузов и сидения часто ломались.
Тем не менее, троллейбус ЯТБ имел определенную популярность. В основном эти машины работали в Москве, но также отправлялись в Ленинград, Киев, Ростов-на-Дону и другие крупные города.
Ко всему прочему, выпускались не только пассажирские троллейбусы, но и весьма необычные грузовые:
Особенно активно такие машины использовались в годы Великой Отечественной войны, когда подавляющее большинство обычных грузовиков отправлялось на фронт.
Троллейбус неоднократно переживал модернизацию. Уже в 1937 г. появился немного переделанный ЯТБ-2:
А еще через год появилась версия ЯТБ-4:
Но внешне они мало чем отличаются от ранней модели, и конструкция у них также оставалась сырой.
Всего до 1941 г. завод выпустил около 900 ЯТБ всех трех версий. Несмотря на множество серьезных недочетов, они продолжали работать и после окончания войны, и даже отправлялись в качестве помощи в страны Восточной Европы. Последняя же машина покинула городские маршруты в 1959 г.
Долгое время считалось, что ни один из экземпляров не остался в живых, хотя в 70х гг. один из старых ленинградских троллейбусов был восстановлен для съемок ряда фильмов. Увы, настал и его последний час: троллейбус сгорел заживо прямо во время съемки фильма «Записки мертвого человека».
После этого лишь в 90х гг. в Ленинградской области был обнаружен сарай, сделанный из сгнившего ЯТБ-1. Его выкупили, отреставрировали, и сегодня эта машина радует глаз во время парадов транспорта в Петербурге, а одно время она даже посещала Москву.
Сегодня это единственный живой троллейбус серии ЯТБ, так что хочется надеяться, что этот ценный экспонат петербуржского Музея транспорта еще много лет будет радовать любителей ретро-машин во время праздников.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!