Найти тему

Деньги за пятёрку или можно ли платить детям за отметки

Недавно состоялся разговор с женщиной, которая платит дочери за хорошие отметки. Она считает, что это вполне педагогично:

- Пусть дочь уже сейчас знает, что деньги просто так не достаются, их зарабатывают тяжёлым ежедневным трудом.
- Но ведь учёба – это не тот труд, за который необходимо платить – попыталась возразить я.
- Какая разница, сейчас у неё работать всё равно не получится. Пусть получает деньги за то, что может выполнять.

Вроде логично, но есть два момента.

Во-первых, мы такими высказываниями формируем у детей уверенность, что труд может быть только сложным и тяжёлым . Отсюда вырастает поколение, не умеющее выбирать профессию по душе и вынужденное делать то, что не нравится, не стремящееся получать удовольствие от своего выбора.

Во-вторых, чувствуется в этом всём подмена основания .

Труд можно рассматривать с точки зрения пользы для себя или для общества. Если человек делает что-либо ради себя, он:

  • об этом не говорит, не афиширует это;
  • не предъявляет «счёт» перед другими людьми и обществом за приложенные усилия;
  • не представляет к реализации товар или услугу, которую производит.

Делая что-либо для общества, посредством найма к работодателю или организацией своего частного дела, человек получает соответствующее вознаграждение.

Отсюда закономерный вопрос: «Для кого учится ребёнок?» Для родителей, учителей, для окружающих? Конечно, в будущем, он обязательно применит часть полученных в школе и институте знаний, чтобы приносить пользу обществу. Но сейчас он должен учиться для себя. Более того, он должен осознавать это . Вот тут как раз и возникает проблема. Большинство детей учиться не хочет, не любит и не умеет.

Задаю вопрос расстроенному второкласснику Андрею, которого отец заставляет, помимо уроков, ежедневно писать по три страницы прописи:

- Как ты думаешь, зачем папа это делает?
- Я не знаю.
- Давай порассуждаем вместе, это нужно тебе или папе?
- Папе…

Отец мальчика даже не потрудился объяснить, для чего ребёнок ежедневно проделывает определённую работу. Мы, конечно же, обсудили с Андреем, что это необходимо в первую очередь ему самому, чтобы выработать красивый почерк.

Также объяснила, что для мозга умение заставлять себя, это как тренировка мышц: не просто необходима для организма, но и приводит в результате к тому, что с каждым разом конкретное упражнение даётся всё легче.

Устанавливая оплату за хорошие отметки мы даём понять, что учёба – деятельность не обязательная, необходимая только родителям или педагогам. Даже если мы объясним ребёнку, что это нужно ему самому, он нам не поверит, ведь действия всегда говорят больше, чем слова.

Не согласны со мной? Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

#семья #психология отношений #отношения #саморазвитие #самопознание