В живописном предгорье Западного Кавказа, вдоль трассы Горячий Ключ-Хадыженск расположено несколько посёлков и хуторов, которые постепенно растворяются во времени. Я сегодня поехала посмотреть на них. Ведь завтра здесь можно будет полюбоваться только на лес и горы, как в стародавние времена.
Легенда рассказывает, что когда-то на этом месте появились небольшие горы и на них ничего не росло. Никто здесь не жил - ни человек, ни зверь, ни птица. И однажды окутал всё густой туман. Лежал он так дни, недели и годы. А когда он растаял от горячего солнца, то открылась местность поросшая густым лесом богатом грибами и ягодами, птицей и дичью. А из земли сочились чёрные источники в маслянистой жидкостью.
В 1930-е годы в этой местности открывают богатые нефтяные месторождения. И если раньше здесь стояли хутора, жители которых занимались заготовкой и продажей древесины, животноводством, выращивали табак, овощи-фрукты, то с развитием нефтепромыслов всё местное население подалось в нефтяники. На глазах появляются новые рабочие посёлки, разрастаются хутора, строится маленькая нефтяная столица - посёлок Кутаис.
После Великой Отечественной Войны нефтедобыча начинается с удвоенной силой. В 60-е, 70-е годы прошлого века нефтедобывающая промышленность района достигает наивысшего расцвета. Затем природные ресурсы истощаются и в 80-х специалистами было принято решение, что более глубокие скважины бурить нерентабельно. Нефтепромысел закрывают. Нефтяники уезжают на богатые разработки в Сибирь и на Север, в посёлках и хуторах остаются старики и люди, работающие в социальной сфере поселений и санаториях Горячего Ключа.
И если в посёлке Кутаис до сих пор ещё живут люди и работает вся инфраструктура, то несколько поселений, расположенных дальше от него в сторону Хадыженска, доживают. Первый посёлок, расположенный за Кутаисом это Кура-Транспортный.
К нему надо ехать по дороге с гравийным покрытием. Летом здесь пыль стоит пыль столбом от автомобилей, которые едут в Сочи, объезжая пробки. А ведь когда-то вся дорога от города Горячий Ключ до города Хадыженска была асфальтирована. Регулярно ходили муниципальные автобусы, люди работали, отдыхали и радовались жизни. Сейчас асфальтовое покрытие заканчивается на окраине Кутаиса. Дальше идёт грунтовая дорога отсыпанная щебнем.
Асфальтированы лишь куски дороги, расположенные в посёлках и на мостах, которые уже второй год постепенно полностью реконструируют.
Пару минут достаточно, чтобы проехать через Кура-Транспортный. Его жилые домики можно пересчитать по пальцам. Здесь живёт около 40-ка человек. И это не только пенсионеры и пасечники, которым для работы подходят такие места. Есть в посёлке и молодые семьи с детьми.
В Кура-Транспортном нет никакой инфраструктуры, поэтому без личного автомобиля нельзя добраться до магазина чтобы купить хлеба. Отапливаются дома дровами. Из центральных коммуникаций проведены водопровод и электричество.
Мне кажется, что с каждым годом этот посёлок "тает" на глазах.
Следующее поселение это посёлок Кура-Промысел. Дорога к нему и после знака гравийная. Это говорит о том, что никакого Кура-Промысел здесь уже нет.
Лесная дорога - вот и всё, что осталось от его улицы. Исчезли остатки домов, демонтированы все нефтяные вышки. Посёлок исчез с лица земли и стёрт с карт.
И последний "пункт назначения" - хутор Домики. Здесь автодорога асфальтирована - это единственная улица хутора. Только въехав в него уже видишь, где стоят последние дома. Все они расположились на одной стороне вдоль дороги. На другой её стороне начинается лес и горы.
Домики - хутор пчеловодов. И это видно по его домам. Все они добротные, кирпичные или из стеновых блоков, огороженные новыми заборами. Около домов стоят прицепы, а за домами, на необъятных приусадебных участках выходящих в лес, вытянулись линии ульев.
Сохранились в хуторе и домики самой первой постройки - деревянные. Два из них выглядят крепко и в них живут люди, второй разваливается и доживает последние дни. Есть дом 70-х годов, кирпичный и крепкий. А есть и совсем новый двухэтажный коттедж.
Раз-два-три-четыре-пять и хутор закончился. Дальше пара участков с остатками строений, и большие поляны, которые с весны до осени покрываются разнообразными цветами. Эти поляны не что иное, как дворы исчезнувших усадеб до сих пор не заросшие кустарником.
Дальше по дороге лежит вполне обустроенный посёлок Широкая Балка.
После 90-х, долгие годы жители этих поселений надеялись, что нефть "вернётся" и опять начнётся трудовая богатая жизнь. По сей день считается, что запасы нефти здесь невелики. Поблизости самые богатые нефтяные участки расположены у станицы Кутаисской и в 5-ти километрах от Горячего Ключа.
В настоящее время в приоритете разработка шельфов Азовского, Черного морей и Анапско-Темрюкского шельфа. Так, что в горах на долгое время наступили тишина и покой. Постепенно промышленная зона интенсивной нефтедобычи превращается в заповедник.