Найти тему
1520. Все о путешествиях

«Вот, что бывает, когда вагон проектируют те, кто летает самолетами». Опыт поездки в вагоне будущего от РЖД

Оглавление

Двухвагонные купейные сцепы работают в российских поездах дальнего следования уже полтора года. В будущем это будет самый массовый купейный вагон, но уже сейчас они встречаются во многих поездах, в частности, ими укомплектованы все составы поезда №1/ 2 «Россия» сообщением Москва – Владивосток.

Не так развернули

Мне нужно было попасть из Улан-Удэ в Иркутск, для этого я выбрал «Россию». Время в пути составляет около семи часов. Это моя третья поездка в таком вагоне, за судьбой которых я внимательно слежу, потому что в будущем именно эти вагоны будут самыми массовыми купейными вагонами РЖД.

Двухвагонный сцеп – это значит, что одна бригада проводников обслуживает сразу два вагона. В «России» на каждый сцеп приходится по паре проводников.

Производитель задумал, что это будет реализовано следующим образом. В одном из двух вагонов – купе для отдыха проводника. В другом вагоне на этом месте – аппарат по продаже всякой мелкой еды и служебное купе с холодильником и микроволновкой.

При этом вагоны должны быть развернуты и сцеплены таким образом, чтобы две эти зоны находились рядом друг с другом, и проводник мог быстро «сбегать на кухню», если что.

Кроме того, наличие двух дверей рядом позволяет пассажирам быстро сориентироваться: если он пришел в свой 11 вагон, а там закрыто, то он видит в двух метрах открытую дверь 10 вагона, садится туда и легко по сцепке переходит в свой вагон.

Как – должно быть показано на схематичном изображении Трансмашхолдинга:

Вагоны повернуты дверьми друг к другу. Нерабочие тамбуры с разных сторон
Вагоны повернуты дверьми друг к другу. Нерабочие тамбуры с разных сторон

Вот еще фотография правильной постановки вагонов в сцеп с презентации:

Здесь, правда, открыты обе двери, в реальной эксплуатации одна из дверей должна быть закрыта
Здесь, правда, открыты обе двери, в реальной эксплуатации одна из дверей должна быть закрыта

Однако гладко было на бумаге, но эксплуатант – Федеральная пассажирская компания – все напутал и вагоны сцепил, развернув иначе. Это добавляло путаницы среди пассажиров, а проводникам нужно было вместо пяти метров до соседнего вагона бегать 25.

Поезд №1/2 «Россия» на вокзале Улан-Удэ
Поезд №1/2 «Россия» на вокзале Улан-Удэ

Матрасы падают за полки

«Россия» – поезд нефирменный, поэтому белье нужно стелить самим. И тут возникла первая проблема. В купейных вагонах сцепов полки превращены в диваны трансформеры.

Спинка дивана раскладывается в кровать, а матрас спрятан в спинку. Так вот, когда спинка находится в поднятом положении, матрас из нее постоянно проваливается за полку. Самостоятельно вытащить его оттуда очень сложно. Я позвал проводницу, а та – еще какую-то помощницу. Тащили минуты две.

-4

«Вот, что бывает, когда вагон проектируют те, кто летает самолетами. И, видимо, пьют только кока-колу, потому что вместо титана у нас теперь аппарат для воды стоит… Так он работает, только когда поезд едет. Если поезд стоит, то кипятка нет. Ко мне машинист забегает на станции за кипятком, а я не могу ему дать ничего», – сказала в сердцах еще одна пробегавшая мимо сотрудница поезда.

В этот момент должно было икаться инженерам Тверского вагоностроительного завода, которые теперь прославились еще и надписью «За Путина» на крыше одного из вагонов, и нелепым флешмобом на эту тему.

Кстати, еще один недочет. Когда опускаешь спинку дивана, она или задевает, или проходит в миллиметре от столика. Чтобы этого избежать, у столика можно «сложить крылья», но тогда с него приходится все убирать.

-5

Я уже писал после презентации вагона о крайне неудобном расположении двух сейфов в отделениях для вещей нижних пассажиров, которые занимают место. К сожалению, это не исправили.

-6

Без титана

К устройству по выдаче воды – пурифайеру – были вопросы с самого начала. Он берет воду из общей вагонной системы, фильтрует ее и наливает пассажиру. Есть холодный краник, есть горячий. Но это не кипяток.

-7

Как я понимаю, температура горячей воды непостоянна. Кроме того, само устройство сделано очень неудобно. Оно рассчитано только на то, что ты наливаешь воду в традиционный стакан с подстаканником. Если у тебя что-то чуть большего объема, то начинаются «танцы с бубном», чтобы это туда подсунуть. Мне, например, наполнить термокружку было непросто, потому что она туда не помещалась, а под углом не видно, как она наполняется, и я пролил часть чая.

-8

Я провел эксперимент – отправил жену наполнять термос. «Да, неудобно», – коротко резюмировала она.

Разработчики, кстати, утверждали, что пурифайер – это хорошо, а все проблемы надуманные. Им много раз задавали вопросы на эту тему.

Новые технологии на службе расписания

Еще один эксперимент на жене я поставил, когда она спросила, во сколько поезд будет проезжать Слюдянку – станцию с красивым вокзалом Кругобайкальской железной дороги.

«Иди, – говорю, – там экран висит в коридоре, на нем расписание есть, посмотри».

Я-то сам знаю, что расписание экран показывает очень неудобно. Во-первых, мелко – весь маршрут от Владивостока до Москвы размещен на двух экранах, а станций – больше 120, из-за этого шрифт выбран миллиметровый. Во-вторых, экраны постоянно перелистываются, и только ты приглядишься, как страничка уже уходит.

На это обращал внимание в своем обзоре поезда и Перископ, он же Сергей Сигачев. Но я подумал – вдруг это критически настроенные железнодорожные блогеры, которым все не нравится, клевещут на вагоны.

«Жееееесть, – резюмировала жена. – Неужели они не могли бумажное расписание повесить. Во-первых, мелко. Во-вторых, все время перепрыгивает».

Не лучшее решение выбрали и для информационных табло по концам вагонов. Что на них написано, можно прочитать только с расстояния до пяти метров. Почему нельзя было использовать более крупный шрифт – загадка.

-10

Меня расстроило и качество отделки вагона. Уже видны пятна на тканевых материалах в купе. Туалеты местами раздолбаны.

-11

Не все так плохо!

Но не все так плохо, конечно. Все-таки душ в каждом вагоне – великое дело. Он, правда, находится в одном из туалетов. И когда кто-то идет в душ, остается лишь один санузел. В купе на 36 человек это не страшно, а вот для плацкарта с 54 местами может оказаться критично. Но душ – это безусловное благо, особенно в поезде, который идет неделю. ФПК, кстати, разрешает пользоваться душем бесплатно.

-12

Есть зона с холодильником и микроволновкой, которая закрывается на ключ. Проводник сразу при посадке предупредил, что есть холодильник и что им можно воспользоваться, что я и сделал. Неудобство в том, что это место – не общественное. Чтобы попасть в это купе, нужно просить проводника «сходить в соседний вагон», а для этого, как я уже объяснил в начале текста, нужно пройти вагон. С другой стороны – зато продукты не украдут.

В вагоне был достаточно комфортный климат. Температура в купе во время поездки менялась в диапазоне от +23 до +25 градусов (на улице было -20…-30). Вентиляция работала исправно. Душно становилось кратковременно, когда включалась батарея, но эти периоды длились по несколько минут.

Этот текст я написал специально, сосредоточившись на недочетах вагона. Возможно, разработчики прочитают и что-то улучшат (хотя вряд ли). Тем не менее, я считаю, что этот вагон подходит для дальних поездок и из Москвы во Владивосток я поехал бы в таком, не задумываясь.

В конце концов, смотреть неудобное расписание, наливать воду в термос и не ронять матрас за полку можно приспособиться. А вот в старых вагонах помыться без душа, дышать свежим воздухом с неработающей вентиляцией и сохранять еду на неделю без холодильника было бы совсем невозможно.