Найти тему
Исследование Писания

ПЛАЧ ИЕРЕМИИ (ч.1): ПЛАЧУЩИЙ ПРОПОВЕДНИК

(Вступление)

Проповедника маленькой деревенской церкви там, где я вырос, называли “плачущим проповедником”. Частенько можно было видеть, как по щекам брата, когда он проповедовал, текут слезы. Моей матери очень нравились его проповеди, потому что в них он вкладывал свое сердце. Этого брата ужасно огорчало, что находятся такие люди, которые отвергают Божье Слово. В его призывах повиноваться евангелию звучала искренняя забота о вечном благополучии всех людей.

За шестьсот лет до Христа жил еще один плачущий проповедник. Его отец по имени Хелкия был из семьи священника в маленьком селении под названием Анафоф, находившемся почти в четырехстах километрах от Иерусалима. Этого плачущего проповедника звали Иеремия, что значит “Бог возвышает того, кого повергает” или просто “Бог повергает”. Это имя может указывать на одну из задач, к которой его призвал Бог: “губить и разрушать...” (Иер. 1:10).

Богу нужен был проповедник, который был бы Его голосом в Иудее и Иерусалиме. Как это часто бывало, для исполнения задачи Бог специально выбрал этого человека, когда тот был еще во чреве матери. Книга пророка Иеремии говорит о призвании плачущего проповедника:

«Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:1-5).

Еще до рождения Иеремии Бог назначил ему быть “пророком для народов”. Сколько раз Бог “восставлял” Себе младенца, чтобы впоследствии он исполнил то, что Ему было нужно! Иеремия был еще очень молод - считают, что ему не было и двадцати, - когда Бог призвал его проповедовать Свое слово.

Вначале пророк возражал, говоря: “О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод” (Иер. 1:6). Бог не принял этой отговорки и сказал: “Вот, Я вложил слова Мои в уста твои” (Иер. 1:9). В другой раз Иеремия жаловался, что Господь превозмог его. Он хотел все бросить, но Божье слово было как горящий огонь, заключенный в его костях, и он не мог удержать его (Иер. 20:7-9). История этого человека весьма печальна.

Почему Иеремия плакал? По мере изучения той исторической обстановки, в которой он служил, мы можем увидеть три причины.

НЕПРИЯТИЕ ЕГО СЛОВА

Иеремия был призван говорить людям неприятные вещи. Тяжело проповедовать людям, которые не желают слушать. Можно жить в мире и довольстве, и не будучи всеобщим любимцем, но жить среди людей, которые ненавидят тебя за то, что ты исполняешь Божью работу, очень трудно. Бог не велел Иеремии заводить ни жены, ни детей из-за грядущей погибели (Иер. 16:1-4). Работа, которую дал ему Бог, описывается чаще в отрицательных, нежели утвердительных выражениях: “…искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать” (Иер. 1:10).

К тому времени, когда плачущий пророк был призван стать гласом Божьим для Иудеи, престол в Иерусалиме уже тринадцать лет занимал Иосия, один из немногих добродетельных иудейских царей. Ему был всего двадцать один год, так как царем он стал в весьма юном возрасте - в восемь лет (4 Цар. 22:1). Через пять лет после призвания Иеремии Иосия начал осуществлять в Иерусалиме крупные реформы в области религии. Он приступил к сбору средств на ремонт храма и восстановление поклонения Богу (4 Цар. 22:3—23:25). Иосия был открыт слову Господню. У него с Иеремией были одинаковые цели; оба любили Бога и состояли в хороших отношениях друг с другом. Когда работники, обновлявшие храм, нашли книгу Божьего закона (4 Цар. 22:8-11), Иеремия начал проповедовать слова этой книги в Иерусалиме и по всей Иудее (Иер. 11:1-8). Не вызывает никакого сомнения, что Иеремия сыграл большую роль в обращении сердца Иосии к Богу. Когда Иосия умер, Иеремия скорбел о нем и написал песню-плач об этой утрате для дела Господня и для Иудеи (2 Пар. 35:25).

После смерти Иосии иудейские цари не хотели больше слушать Иеремию. О Седекии особо говорится, что он “не смирился перед Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних” (2 Пар. 3:12). Даже когда пророк проповедовал истину так, как ему давал ее Бог, никто ему не верил.

Реформы Иосии были слишком незначительными и слишком запоздалыми. Бог обещал Иосии, что за его мягкое сердце и смирение пред Господом Он сохранит царство, пока тот будет жив (4 Цар. 22:18-20). Однако грехи Иуды против Бога были такими тяжкими, что уже ничто не могло погасить Божий гнев. После смерти Иосии должно было наступить страшное бедствие (4 Цар. 23:26, 27). Иеремия знал об этом и неустанно провозглашал это царям, которые пришли на смену Иосии (Иоахасу, Иоакиму, Иехонии и Седекии). Хотя он говорил истину, эти гордые цари не были склонны слушать слово Божье (Иер. 17:19-27). Даже близкие люди воспринимали Иеремию как врага Иудеи и ее правителей (Иер. 12:6).

В Иер. 26 мы читаем, что Бог послал Иеремию проповедовать во дворе иерусалимского храма. Там на поклонение собрались люди со всей Иудеи, и Бог хотел, чтобы они услышали Его слова. Однако, услышав проповедь Иеремии, священники и пророки пришли в негодование. Они схватили его и хотели убить. Но и перед лицом смерти Иеремия продолжал умолять их прислушаться к Господним словам. Он страстно желал их благополучия, а о своем и не думал. Вот что он сказал:

«А что - до меня, вот, я - в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его...» (Иер. 26:14, 15).

Князья Иудеи пришли ему на помощь и убедили народ не казнить этого человека за то, что он говорил от имени Господа. Они привели в пример давний случай, произошедший в дни Езекии, когда Михей Морасфитянин проповедовал аналогичное послание. Езекия не только не предал его смерти, но и прислушался к его словам (Иер. 26:16-19).

Жизнь Иеремии сохранили, но все равно видели в нем врага. На четвертом году правления царя Седекии Иеремия появился на улицах города с деревянным ярмом на шее в знак грядущего разгрома Иудеи Вавилоном. Такие же ярма он разослал царям других народов вокруг Иудеи с предложением также надеть их себе на шею; этим они бы продемонстрировали, что им нужно либо покориться Вавилону, либо погибнуть. Его встретил лжепророк Анания, который сломал то деревянное ярмо и провозгласил, что через два года вавилонское ярмо будет снято с Иудеи (Иер. 27:1—28:11).

Однако Иеремия продолжал проповедовать Божье слово и предсказал, что вместо сокрушенного Ананией деревянного ярма будет ярмо железное, а сам Анания умрет в том же году, потому что подстрекал людей восстать против слова Господня. Предсказание Иеремии сбылось (Иер. 28:12-17), но царь воспринял слова Иеремии так, будто тот против Иудеи и выступает на стороне Вавилона. Пророка обвинили в государственной измене и запретили появляться в общественных местах (Иер. 36:5).

Впоследствии Бог наказал Иеремии записывать свои пророчества, чтобы их можно было прочитать. Его верный ученик и писец по имени Варух записывал пророчества Иеремии и читал их в доме Господнем (Иер. 36:1-10). После того, как Варух прочел слова Божьи в храме, князья пожелали, чтобы теперь он прочитал написанное им лично. Но прежде чем рассказать царю о прочитанных Варухом словах Иеремии, они велели ему взять Иеремию и спрятаться, не говоря никому, где они будут (Иер. 36:11-19).

Когда послание Иеремии читали царю Иоакиму, тот сидел в своем зимнем доме с горящей жаровней перед ним. По мере прочтения свитка царь отрезал прочитанное писцовым ножичком и бросал в огонь. Он продолжал это делать до тех пор, пока весь свиток не был уничтожен в огне (Иер. 36:20-23). Затем царь приказал арестовать Варуха и Иеремию, но их не смогли найти. Тем временем Господь велел Иеремии написать свиток заново с некоторыми дополнениями (Иер. 36:27-32).

Вскоре слова Иеремии об Иоакиме исполнились. Навуходоносор, царь вавилонский, пришел в Иерусалим и сделал его своим вассалом. Три года спустя Иоаким восстал против Навуходоносора. Тогда вавилонская армия вторглась в Иерусалим и взяла Иоакима в плен. Его юный сын Иехония заменил своего отца на престоле, но процарствовал всего три месяца и десять дней. Навуходоносор пленил и его, а затем сделал царем Иерусалима Седекию (2 Пар. 36:8-10).

Седекия, занявший престол в двадцать один год, в отличие от Иоакима не был так враждебно настроен против Иеремии. Зато князья, священники и другие пророки относились к нему с прежней враждебностью. Они вынашивали план восстания против Вавилона, надеясь, что Египет выступит на их стороне против Навуходоносора. Когда Иеремия просил их не искать союза с Египтом, потому что Бог замыслил покарать Иудею, народ посчитал, что Иеремия перешел на сторону противника.

Однажды, когда Иеремия отправился на свою родину, чтобы заявить права на принадлежавшую ему собственность, его увидел начальник стражи иудейской армии и обвинил в попытке перебежать к халдеям. Он арестовал Иеремию, привел его обратно в Иерусалим и бросил в тюремный подвал, где ему пришлось пробыть много дней (Иер. 37:11-16).

Хотя Седекия не проявлял особого благоволения к Иеремии, ему было интересно знать, нет ли у Иеремии к нему слова от Господа. Он вывел его из темницы и заключил во дворе стражи (Иер. 37:17-21). Когда, наконец, пришли вавилоняне, чтобы подавить иудейское восстание, Иеремия вновь стал настаивать, чтобы люди покорились, что они заслужили то, что получали, и чтобы они приняли это как Божью кару. Некоторые из знати хотели предать пророка смерти, убежденные в том, что его слова вредят народу и лишают его уверенности. Они бросили Иеремию в яму, в которой не было воды, а только глубокая грязь на дне. Они опустили его туда на веревках, и он погрузился в эту грязь (Иер. 38:1-6).

Евнух Авдемелех, эфиоп, пожалел Иеремию и убедил царя вызволить его из ямы, чтобы он там не умер. Его вытащили из ямы и вернули во двор стражи, где он и оставался, пока город не был взят (Иер. 38:7-13).

РАЗРУШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА

Иеремия не хотел видеть гибель Божьего народа и падение их города. Вопреки бытовавшему мнению, Иеремия любил иудейский народ и Иерусалим. Провозглашение грядущего разрушения не приносило ему радости. Он пролил немало слез за те сорок лет, что проповедовал. Он знал, что причиной надвигавшегося бедствия было нежелание народа слушать Бога.

История падения Иерусалима описана в 4 Цар. 25, во 2 Пар. 36 и в Иер. 39. Навуходоносор, царь вавилонский, привел свое войско и расположил лагерем вокруг Иерусалима. Никто не мог ни войти в город, ни выйти из него. Когда запасы еды в городе кончились, иудейское войско вместе с царем Седекией ночью пробилось через стену и попыталось бежать. Воины Навуходоносора погнались за ними и, настигнув на равнинах Иерихона, войско разбили, а царя Седекию взяли в плен. Седекию, его сыновей и других пленников привели к Навуходоносору в город Ривлу, где им был объявлен приговор. На глазах у царя убили его сыновей, после чего ему самому выкололи глаза, заковали в бронзовые цепи и отправили в Вавилон.

Потом начальник телохранителей Навуходоносора вернулся в Иерусалим и все разрушил. Из храма он забрал все ценности и отослал в Вавилон. Все постройки он разобрал по частям, оставив груду камней. Все, что могло гореть, было сожжено, включая храм, дома царя и иерусалимской знати. Он разрушил городские стены, а людей собрал и переселил в Вавилон, где им предназначено было стать рабами. Были оставлены только немногочисленные бедняки, чтобы они работали на земле и виноградниках.

Иудея, некогда гордая жемчужина Израиля, оказалась заложницей тех самых людей, чьего расположения она искала и чьих богов стала почитать. Иерусалим, некогда шумный торговый и религиозный центр Иудеи, лежал в грудах пепла. Случилось то, что, как думали люди, никогда не случится.

После захвата Иерусалима вавилоняне выпустили Иеремию из темницы и обращались с ним почтительно (Иер. 39:11-14). Они знали, что он говорил в пользу их правительства. Они предоставили ему выбор: либо идти в Вавилон, либо остаться на родине (Иер. 40:4, 5). Он предпочел остаться на своей родной земле.

ЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ О БЕДСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ИУДЕИ

После разрушения Бог велел Иеремии записать все, что он видел и что чувствовал. Повсюду в книге Плач Иеремии мы находим свидетельства того, что книга была написана очевидцем. Прошло лишь несколько часов после разрушения, а Иеремия уже бродил по руинам. Со слезами смотрел он на валявшиеся на улицах трупы и на огромную груду камней, которая когда-то была городом, в котором он вырос и который так любил.

Его чувства безысходности и беспомощности выразились в мучительных стонах неверия. Иудея переживала состояние народа, чей Бог отдал его другим богам, которым она поклонялась. Иудея познала болезненный урок, что в тяжелое время ложные боги не могут помочь.

Печаль Иеремии усиливалась тем фактом, что он пытался рассказать людям, что должно произойти, но они не слушали его. Он знал, что всего этого могло и не случиться. Разрушение было следствием того, что люди отказались слушать Бога, понадеявшись на помощь Египта и других народов. Оно произошло еще и потому, что они не хотели верить, что Бог Яхве есть единственный истинный Бог. Плач Иеремии - это книга рыданий, погребальная песнь по тем бедствиям, которые обрушились на Иудею и Иерусалим за 585 лет до прихода Христа в этот мир. Прочтите слова Иеремии:

«О, кто даст голове моей воду, и глазам моим - источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! Оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных» (Иер. 9:1, 2).

КНИГА ПЛАЧ ИЕРЕМИИ

Книга Плач Иеремии была написана для заучивания наизусть. Давайте остановимся на незабываемых особенностях ее стиля и содержания.

Форма акростиха. Плач Иеремии содержит пять глав, или песен. Четыре из них написаны в форме акростиха, то есть так, что каждый стих начинается с новой еврейской буквы, следующей в алфавитном порядке. В главах 1, 2 и 4 по двадцать два стиха: один на каждую букву еврейского алфавита. В главе 3 по три стиха на каждую букву - всего шестьдесят шесть стихов. В главе 5 двадцать два стиха, но не в алфавитном порядке. Акростих часто использовался для того, чтобы облегчить запоминание. Алфавитный порядок помогал людям запомнить каждую строчку.

Необычное название. Изначально книга имела название эка, что значит “Как”, по первому слову, с которого начинается стих 1:1 (а также 2:1 и 4:1). Но по иудейской традиции книга стала называться, исходя из содержания, кинот, что значит “Плач”.

Универсальность. Для наших современников, изучающих Библию, эта книга может показаться малоизвестной, а ее главная мысль - не совсем подходящей к нашей жизни. Однако евреи учили ее наизусть! Иудеи и сегодня цитируют ее на память и читают вслух на девятый день месяца Ав. Согласно невдохновенному преданию, это дата разрушения Иерусалима и храма в 586 г. до н.э., а также разрушения храма Ирода в 70 г. н.э.

Плач Иеремии представляет собой наилучшую иллюстрацию того, что случается с народом, который постоянно отворачивался от Бога. По Божьему замыслу, люди должны были читать эту книгу и помнить ее на протяжении веков. Она зовет к пробуждению тех, кто становится безразличным к Богу и небрежным по отношению к своей собственной жизни.

О ЧЕМ ЭТА КНИГА?

Доводилось ли вам чувствовать то, что чувствовал Иеремия? Возможно, вы старались во всем слушать Бога, жить для Него и провозглашать Его весть, а в результате - лишь ощущение неудачи и разочарование. Вас могло посетить чувство собственной ничтожности и бесполезности. Над вашей преданностью могли насмехаться, а на вас самих смотреть, как на фанатиков или, в лучшем случае, как на тех, кто уж чересчур эмоционально реагирует на апатию других. Вынужденные молчать из-за насмешек, вы хотели только одного - остаться наедине со своими мыслями.

Вспомните Иеремию, который сохранял свою верность даже перед угрозой смерти. Бог по-прежнему властен над всем, и Его цели все те же, что и в дни Иеремии. Бог создал нас для особой цели. Он создал нас по Своему образу и сотворил где-то внутри нас место для Себя. Он хочет занимать это особое место в наших сердцах, которое сотворил для Себя. Он хочет, чтобы наши тела были Его храмом (1 Кор. 6:19, 20; Еф. 2:21, 22).

Бог не призывает нас к легкой жизни. Он призывает нас к кресту, к позору и насмешкам. Он призывает нас отречься от самих себя для того, чтобы Самому возвыситься в нас. Иисус умер на кресте не для того, чтобы Его ученики могли раствориться в мире и жить незаметно. Тропа праведности всегда была непроторенной дорогой. Цена служения Ему порой нам кажется выше наших возможностей. Но в конце оказывается, однако, что гораздо дороже стоит неслужение Ему. Цена, которую заплатил Иеремия за то, что избрал Божий путь, была намного меньше той цены, которую Иудея заплатила за непокорность и идолослужение.

Может быть, и вы очень похожи на Иудею - слушаете, но не слышите того, что говорит Бог? Что, если вы предпочли греховные удовольствия Божьему присутствию? Что, если вы стоите перед лицом опасных последствий, даже не осознавая этого и тем накликая на себя духовную погибель? Что, если вы слышите, как проповедуют истину, но не можете заставить себя поверить в нее? Всегда легче слушать тех, кто своими проповедями льстит нашему слуху, чем принять истину.

Сегодня людям хочется думать, что образование и научно-технический прогресс решат все наши материальные, социальные и экономические проблемы. Но истина в том, что без Бога люди не становятся лучше, несмотря ни на какую свою мудрость и образованность. Образование, наука и техника могут быть полезными, но без Бога мы не сможем сделать жизнь на земле лучше. Поклонение материальным ценностям ведет к саморазрушению. Люди уподобляются объекту своего поклонения. Когда человек поклоняется материальным накоплениям, его дух слабеет, и он теряет связь с Божьей реальностью.

В своих письмах Павел говорит о глупцах, которые считают себя умными (Рим. 1; 1 Кор. 2). Славу Бога они обратили в изображения людей и животных. Они бесцеремонно изменили Божью весть в угоду себе. В Рим. 1 Павел трижды говорит: “Предал [отдал, предоставил] их Бог” (ст. 24, 26, 28). Когда Бог предает людей тому образу жизни и тем богам, которыми они предпочли заменить Его, они даже не осознают своего состояния - состояния погибели.

Никогда не было так настоятельно, так необходимо прислушаться к слову Господа, как сегодня. Легко думать, что у нас еще достаточно времени впереди, чтобы услышать Бога, или что удобнее будет прислушаться к Нему позже. Люди легко обманываются. Мы обычно слушаем то, что нам хочется слышать, и отбрасываем все, что нам не нравится.

В 1965 г. землетрясение, эпицентр которого находился в море в сотнях километрах от побережья Чили, вызвало огромную приливную волну. Чтобы достичь побережья, волне потребовалось несколько часов. Власти предупредили прибрежных жителей, чтобы те перебрались куда-нибудь повыше. После того, как волна отхлынула, стало известно, что тридцать два человека погибли, а еще двадцать семь пропали без вести. Корреспондент газеты Юнайтед Пресс Джордж Игл писал: “Никто не должен был умереть на этот раз. Люди были предупреждены заблаговременно, но они просто не отреагировали на сигнал тревоги”.

Так давайте же не пренебрегать истиной или думать, что у нас еще будет время прислушаться к ней. Давайте лучше учтем наставление Павла:

“...Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2 Кор. 6:2).

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻