Недавно проводила вебинар на курсе моего мужа «Базовые понятия обучения» и в очередной раз поняла, как трудно отцепиться от желания управлять детьми. Почти два месяца участники изучали и исследовали, как учатся дети, но всё равно основной вопрос был «как вы выстраиваете обучение, как проходите предметы, которые не нравятся?»
И я в этот момент чувствую себя неловко, потому что у нас никакой программы нет. То есть - пятый год СО, и я не знаю, что отвечать про план, про уроки, про эффективные методики. Было бы круто сказать, берите вот это по математике, не ошибётесь. А вот эти книги точно помогут сдать русский. Историю лучше учить по лекциям такого-то крутого препода.
Но нет же. Всё не просто индивидуально и по-разному. Всё гораздо шире, чем программа - для меня, конечно. Для вас может быть иначе, поэтому в самом начале надо сверить часы - посмотреть на ценности, увидеть, совпадают ли. (И потому меня есть читатели, которые регулярно спорят с тем, что пишу: у них просто ценности другие, но они это не видят).
Где-то в профиле или на автарке крупным шрифтом мне нужно написать, что мне не интересна и не важна программа. Это не ко мне, идите к тому, у кого дети в 14 лет школу с медалью оканчивают. Это не моя ценность.
Самообразования, в моём понимании, - это прежде всего про умение и желание познавать мир. Из книг или из окна - не так уж важно. Методики - не главное. Главное - сохранить страсть и интерес к жизни, хотя это и неизмеримый результат (что странно предлагать в мире, где считают даже шаги).
Все сопадения с программой случайны. Сейчас у детей есть курсы по программе (например, математика) и курсы вне программы (например, сочинялки, история Южной Америки) - и, конечно, вторые интереснее и желаннее. У курсов по программе часто даже нет задачи увлечь ребёнка. Ведь программа обязательна - к чему увлекать?
Есть ли связь между увлечениями ребёнка и успешной сдачей аттестаций? Да, есть. Но это не цель, а случайное совпадение, соприкосновение нескольких точек.
Сеня в прошлом году смотрел географию за пятый класс: «Это я всё знаю, это тоже, а здесь учитель переврал... Не интересно». Зато Агата и Макар смотрели с удовольствием. Был ли в этом мой план? Нет, конечно. Я просто воспользовалась акцией, купила курс за копейки (причем предварительно дети его уже немного смотрели, так что при покупке я спрашивала их мнение) и предложила посмотреть. Макару нравилось больше всех, хотя он 40 минут не высиживал, конечно.
Никакого плана не было. Я не садилась и не думала заранее, что вот, Макар в четыре года посмотрит географию, потом к физике перейдём. И такая себе галочку поставила «география, зачёт». Смешно. Я не тешу себя иллюзией, что Макар или Агата всё запомнили. Я допускаю, что на топливе интереса они расширили свою картину мира. И даже это не главное. Это были семена, которые потом прорастут. Суть в том, что они увидели способ удовлетворить свой интерес, сами решили смотреть, сами ушли, когда наелись. Плана не было. Но это часть подхода под названием «самообразование». Поэтому Сеня уже в четвертом классе вполне бы сдал географию, хотя по сути мы её «не проходили». (У нас эта формулировка не используется, мы не проходим.) Он её и сдал в октябре, учебник в глаза не видели.
Макар просмотрел недавно все четыре класса окружающего мира с Соловьёвым. По своему желанию, как обычно, я не предлагала, а даже гоняла его порой от экрана. Он сам научился включать себе нужную лекцию (по-прежнему не читая). На занятия с Макаром тоже нет никакого плана. Но есть очень большое желание освободить время и читать ему побольше, потому что сейчас почти не читаю ему.
Самообразование подразумевает, что ребёнок сам выбирает то, что хочет изучать, и то, как он это будет делать. Чем раньше у ребёнка появляется этот выбор и множество материалов, тем лучше. Я могу подсказывать и показывать результаты, помогать рефлексировать, я могу искать интересное, чтобы материал был качественный (например, Соловьёв точно лучше всяких там лекций от интернет-урока, а история с Эйдельман в разы увлекательнее, чем история на фоксфорде), но последнее слово остаётся за ребёнком.
Таким образом, у детей появляется умение отличать качественный материал от некачественного. Плюс — умение отслеживать свои способы обучения (потому что всегда есть выбор). Плюс умение оценивать достоверность информации или ее научность (при наличии разных источников). Плюс умение оценивать, для чего ему вообще всё это нужно.
Например, для аттестации по математике нужно изучить какие-то темы. Это не значит, корпеть над ними девять месяцев. Это значит — выбрать то, в чем есть непонимание, изучить и сдать. Нет эмоциональной привязки «стыдно не знать», есть умение добыть информацию и использовать.
Для написания историй Агата занимается на курсе Сочинялки (фоксфорд), и она может выбирать и оценивать то, что даёт педагог. У неё есть выбор: делать все задания и получить результат. Или решить, что курс ей не подходит и бросить (тут я кусаю локти, ибо уплочено). Или посмотреть часть, уловить суть и снова бросить. Впрочем, это слово носит негативный оттенок, поскольку у нас в системе образования нельзя отказываться от того, что уже начал.
Никакого контроля знаний мой подход не подразумевает. Конечно, это не подходит тем, кому важно, чтобы программа была от и до. Кому надо держать руку на пульсе. Кто ценит знания, которые даёт система, и коробится от грамматических ошибок или неумения возвести дробь в степень.
Тема очень обширная, глубокая, неизученная, я ни разу не эксперт, сама иду наощупь. Делюсь только своим опытом, ещё с удовольствием читаю ваши истории, которые подтверждают, что результаты могут быть схожие — не одинаковые, не про цифры напротив предметов, а про путь, который складывается из подхода и ещё множества нюансов, ведь мы все очень разные.
Для меня самообразование — прежде всего путь.
ПС. Могу провести эфир на тему самообразования, если интересно, маякните в комментариях.
ППС. Всё это не означает, что дети наши бесконечно за книгами или курсами. Сеня в данный момент строит снежную крепость (по всем правилам строительства бастионов, конечно@®) с соседским мальчиком. Младшие пришли с лыж, и Макар десять минут рыдал, что у него не получается съехать с горки, Агата приготовила перекус и рисует. Я озвучила, что купила ей базовый английский для пятого класса, который она просила. Она кивнула. Вчера, кстати, к ней вернулось вдохновние, которое исчезло, когда она попала в больницу — Агата снова может придумывать сказки. А вдохновение — такая ценность, я рада так, что не передать словами.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/