Найти в Дзене

Ужастик года: «Дон Жуан» в Камерном театре Покровского

Казалось, превзойти «Онегина» в доме дирижера Колобова невозможно, так нет же, занесло меня в вотчину другого покойного корифея...

Сижу теперь вот в час ночи, и слушаю архивные записи Георга Отса, чтобы прийти в себя.

«Дон Жуан» - его последняя работа в театре, тоже 55 лет, только его дела были много хуже, чем у Хворостовского, обезболивания почти не существовало в то время.

(Статья была написана в декабре 2017, оригинал тут)

Ну да ладно, ближе к делу.
Хорошие новости такие:
Расположение стало очень выгодное после того, как театр переехал из своего подвальчика у метро Сокол на Никольскую улицу, это два шага от Красной площади. Благо Славянский базар уж так вовремя сгорел…

Про буфет напишу отдельно, уже месяц собираюсь сделать раздел "Театральные буфеты". Ну не успеваю :(((

"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017
"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017

Гардероб очень скромный, плечиков не замечено.

"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017
"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017

Туалет - типа сортир. Бумага есть не везде.

Между гардеробом и туалетом вклинился Аэрофлот - наверное, часто прямо в антракте зрителей охватывает желание немедленно переместиться в пространстве куда-нибудь подальше от места действия...

"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017
"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017

Билеты недороги, мой 11 ряд стоил 650 руб. - близко сидеть в опере не очень хорошо, можно оглохнуть. Но если вы хотите хоть что-то увидеть, то для вас только два ряда — 7 и 10. В зале нет обычного плавного подъема, вместо этого подъем ступеньками, и вот 7 и 10 ряд — в их начале. Но это еще что!
Когда вы покупаете билеты, вы не знаете, где именно будете сидеть, потому что конфигурация зала меняется под каждый спектакль.

(Вот так - для оперы "Турок в Италии", ступеньки смотрите внутри)

А для «Дон Жуана» первые четыре ряда расположены по диагонали, остальные сдвинуты так, что центрального прохода больше нет; чтобы попасть на свое место, нужно поднять полдюжины народу.

Но и это не все!

С 10 до последнего ряды огорожены поручнями, так что пройти только через сцену и потом с внутренней стороны. Головная боль, в общем.

Постановка более-менее традиционная, что радует, хотя бы никаких джинсов на сцене.

Сцены, собственно, тоже нет.

То есть она очень маленькая, и помещается там оркестр, в глубине, за прозрачным занавесом.

Действие сосредоточено в основном на площадке в метре от первого ряда, вот поэтому я и не люблю сидеть близко. Вспомогательные пространства используются по полной программе - артисты бегают вокруг зала (если у вас крайние места, то могут задеть краем плаща или эфесом шпаги), спускаются с балконов, выскакивают из боковых дверей, скрываются в боковых кулисах.
Все очень динамично и энергично, к постановке у меня никаких претензий нет - у меня есть претензии к вокалу, особенно в свете того, что Камерный театр позиционирует себя как Мекку для ценителей. Я-то себя к ним не отношу, но и привычки автоматически хлопать только потому, что ария закончилась, тоже не имею.

Текст, против современных обычаев, на русском языке. Было странно, пока не увидела авторов: перевод Натальи Кончаловской в редакции Ирины Масленниковой. Ну, тогда конечно...

Доводы о том, что половину комической оперы занимают разговоры, меня не очень убеждают — обычно в таких случаях поют на языке оригинала, а разговаривают на местном. Сначала мне показалось, что именно перевод мешает нормальному звучанию. Справедливости ради придется сказать, что это не так — послушала дома Лемешева (всё-таки и он имеет отношение к этой площадке), так он чуть ли не все пел на русском, и звучит отлично. Так что не знаю, чем объяснить такой провал.

Состав:
Донна Анна — Наталья Риттер (ну очень трогательный звук, будет замечательная Лиу или Елизавета для Дона Карлоса, IMHO)
Донна Эльвира — Марианна Асвойнова (в одном месте мне немного резануло ухо, но у нее большая партия, и в целом все хорошо)
Церлина — Ольга Бурмистрова (тут еще нужны актерские способности, так что тоже все великолепно)
Все три девушки поют замечательно, отлично попадают каждая в свой в образ, и танцуют, и вообще красавицы. Потому и поставила 4 в целом, ведь это половина состава. (В Большом иногда из всего состава хорошо, если хоть один солист умеет петь).

С мужчинами все гораздо хуже. Вплоть до самого финала у меня было подозрение, что у них какой-то тайный клуб феминисток настроил так акустику, что мужские голоса теряются совсем.


И тут появляется Он, весь в белом...
(Нечего смеяться, режиссеры действительно облачили «каменного гостя» в белоснежную ночную сорочку, поскольку именно в такой одежде застала его коварная смерть… Только колпака с кисточкой не хватает :))

Командор — Александр Маркеев

Голос просто потрясающий! Артисту надо бы перейти площадь и двинуть в Большой, там с Пименом как раз беда. Шикарный дьяконский глубокий бас, прямо хотелось слушать и слушать, а он пять минут попел и отправился к себе назад на тот свет, прихватив заодно своего обидчика :(((

Остальные джентльмены распределились так — в порядке убывания:

Мазетто — Кирилл Филин
Еще один бас, и кажется, очень приличный, но твердо сказать не берусь. Молодой человек хорош собой и очень неглуп, судя по тому, как он хитро изображает деревенского простака.

Лепорелло — Роман Шевчук
Третий бас, произвел на меня впечатление скорее очень хорошего актера, чем оперного солиста. И на том спасибо.

Дон Оттавио — Захар Ковалев
Тенор (наверное). Как говорится, артиста может обидеть каждый, так что Strepsils ему в помощь.

И, наконец, недоразумение вечера:
Дон Жуан — Алексей Морозов

"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017
"Дон Жуан", Камерный театр, декабрь 2017

Насколько я понимаю, концепция режиссера Покровского состояла в том, чтобы представить этого «наказанного развратника» как можно более противным. Тогда зрителю не сильно понятна причина его популярности среди противоположного пола — что, все его дамы, как Иоланта, клиенты офтальмологов, и к тому же глухи, как Бетховен?
Что за голос у артиста, разобрать так и не удалось, то ли он бас без низов, то ли тенор без верхов, хотя должен быть совсем баритон. Зато он отлично прыгает, бегает, лазает по всяким декорациям и фехтует сам с собой. Каскадером в кино — цены бы ему не было. А так Дон Жуан оказался натуральным Холстомером. (Это я ни на что не намекаю - на сайте театра написано, что артист какую-то премию получил за «Историю лошади»).
Тут я, пожалуй, и закончу, чтобы мне оскорбление чувств верующих в высокое искусство не вменили…

P.S. В самом конце из-под шляпы утащенного фуриями в ад главного героя высовывается юная мордочка и показывает зрителям язык. Достойное завершение выдающегося спектакля...

P.P.S .

Автор собирается еще раз посетить Камерный театр перед тем, как его закроют - ходят такие слухи...