Найти в Дзене
Bankofpartners

Контейнерный коллапс в Китае. Причины и последствия

В конце 2020 года бизнес столкнулся с рекордной стоимостью тарифов на перевозки, обусловленной нехваткой контейнеров и логистическим коллапсом в целом. 

В январе 2021 года стоимость доставки товаров из Китая в Европу выросла более чем в 4 раза. Стоимость доставки 40-футового контейнера из Азии в северную Европу выросла примерно с 2 000 долларов в ноябре 2020 года до более чем 9 000 долларов в конце января 2021 года.

К началу этого года резко возросли ставки на перевозки из Китая, тарифы продолжают расти ежедневно. В итоге, многие бизнесы отказываются от перевозок, а склады стоят пустыми. Это ведёт к финансовым проблемам у некоторых логистических компаний. 

Как следствие, производства приостанавливаются, или платят огромные деньги, чтобы не остановится. Многие компании сокращают штат, а некоторые даже уходят с рынка.

Одной из основных причин сложившейся ситуации стало существенное снижение спроса на сырьё и товары из Китая в связи с пандемией в 2020 году. В результате, морские линии сократили количество рейсов и вместимость судов. 

К концу 2020 года, когда мир более-менее начал выходить из состояния стагнации, отложенный спрос начал реализовываться, однако линии и инфраструктура оказались не готовы к такому резкому увеличению объемов перевозок. 

В 2021 году дефицит контейнеров в Китае достиг рекордно высокого уровня. Грузопотоки из Китая в США, Европу и по другим направлениям возобновились, но обратных грузов в Китай практически не было.  

Импорт в Cеверную Америку вырос на 20% до 2,86 млн TEU, а экспорт - ОКАЗАЛСЯ? на 11% ниже уровня 2019 года и составил 1,2 млн TEU. Импорт в Азию увеличился на 2,6% до 5,95 млн TEU, а экспорт возрос на 10% - до 8,82 млн TEU. 

Дополнительным отягчающим ситуацию фактором является дополнительное (искусственное) поднятие тарифов морскими линиями: перегруженность портов способствует росту цен, а судоходные линии взимают дополнительные сборы, чтобы компенсировать более длительное время ожидания. Кроме того, правительство Китая также повысило ставки через администрацию железных дорог и операторов блок-поездов.

Таким образом, для разрешения сложившейся ситуации необходимо оказать помощь уже на государственном уровне. То есть, нужна быстрая государственная реакция на ситуацию для возврата «порожняка». Также необходимо загружать те порожние мощности, которые скапливаются в США и в Европе.

По мнению экспертов, кризисная ситуация с нехваткой контейнеров будет продолжаться еще долгое время, тарифы же немного упадут, но это не повлияет на решение проблемы с нехваткой контейнеров.

По мнению экспертов, возможных выходов из ситуации всего три: брать контейнеры сейчас; ждать нормализации ситуации; или же переключаться на альтернативные виды транспорта, такие как тентовые автомобильные перевозки или авиаперевозки.