Найти тему
ПОД СТУК

В машине - руль, в самолёте и на корабле - штурвал, а как машинист управляет поездом?

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье я отвечу на распространённый вопрос любознательных, но далёких от железной дороги людей: как машинист управляет поездом? Логично, что не рулём и не штурвалом, но тогда чем?

Начать стоит с того, что направлением движения поезда машинист никак не управляет. Его задача управлять скоростью поезда, вовремя разгоняться и тормозить, таким образом обеспечивая прибытия и отправления согласно графику, а также обеспечивать безопасное движение согласно указаниям светофоров.

За то, куда поезд в итоге приедет, отвечает служба движения, её работников на железной дороге называют движенцами. В их обязанности входит контроль за стрелочными переводами и сигналами. Сюда же можно добавить ещё специалистов по СЦБ (они же СЦБисты). К слову вручную стрелки уже давно никто не переводит: для этого существуют автоматизированные системы, основанные на релейных цепях.

СЦБ - Система сигнализации, централизации и блокировки
Кабина ВЛ-10
Кабина ВЛ-10

Как машинист управляет скоростью?

Два самых главных органа управления в кабине машиниста - это контроллер машиниста и кран машиниста. Первый отвечает за скорость и соответственно режим работы дизельной установки или электродвигателей, а второй за работу тормозов.

Контроллер машиниста

Как я уже написал выше, контроллер машиниста используется для управления работой тяговых электродвигателей (ТЭД) на электровозах и электропоездах, или дизельной установкой на тепловозах и дизель-поездах.

Как правило, контроллер имеет несколько позиций. Причём их количество зависит от типа тягового подвижного состава (допустим локомотива). На ЧС200 их аж 32. Чем больше позиций на контроллере, тем более плавный разгон можно обеспечить.

На некоторых локомотивах у контроллера машиниста есть ещё и реверсивные позиции. Таким образом можно обеспечить не только торможение колодками, но и торможение двигателем (реостатное, рекуперативно-реостатное торможение).

Кстати на тепловозах, как правило, контроллер имеет форму руля, из-за чего многие предполагают, что он используется для управления направлением движения поезда. Теперь вы знаете, что это не так.

Кабина и контроллер машиниста на тепловозе 2ТЭ10М
Кабина и контроллер машиниста на тепловозе 2ТЭ10М

Кран машиниста

Кран машиниста используется для пневматического торможения. Он расположен в пневматической магистрали, где воздух из главного резервуара (цилиндра) идёт в тормозную магистраль. Сам кран можно сравнить с вентилем на водопроводных трубах. Только в этих трубах течет не вода, а воздух под большим давлением.

Непосредственно машинист управляет торможением с помощью рукоятки крана машиниста. Чем больше позиция на рукоятке, чем больше воздуха поступает в тормозную магистраль. А чем больше воздуха - тем интенсивнее торможение. При экстренном торможении кран открывается полностью и тормозная магистраль полностью разряжается.

После экстренного торможения (пробного или реального) в цилиндре не остается воздуха и если применить торможение ещё раз - ничего не произойдёт. Нужно время для того, чтобы накачать воздух вновь с помощью компрессора. Для разрядки тормозной магистрали также существуют концевые краны, но это особенности устройства тормозной системы - это тема для отдельной статьи.

Кран машиниста
Кран машиниста

Вспомогательное оборудование

Помимо крана и контроллера машиниста, в кабине локомотива существует множество других приборов и органов управления. Например тумблеры открытия/закрытия дверей на электропоездах или поездах в метрополитене, манометры скоростемеры и другое измерительное оборудование.

Также в локомотиве есть КЛУБ - Комплексное Локомотивное Устройство Безопасности. КЛУБ нужен для фиксации технических параметров в пути, например таких как скорость на участке.

КЛУБ-У. (У - Унифицированный)
КЛУБ-У. (У - Унифицированный)

В каждом поезде обязательно должна присутствовать радиостанция. С помощью неё машинисты получают от информацию от дежурных или от других машинистов. Радиостанция обязательно должна быть исправна, без неё локомотив везти запрещено.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Почему в РЖД ключевые руководящие посты занимают люди, не имеющие никакого отношения к Ж/Д?
Курский вокзал закрывается на реконструкцию на 3 года, на смену ему приходит «Восточный»
Издевательство над проводниками в исполнении РЖД с новыми двухэтажками

Спасибо за внимание!