Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Суд по делу о катастрофе ПЛ "М-200"

Подводные лодки "М-200" и "М-201"
Подводные лодки "М-200" и "М-201"

Работая над рукописью книги «Трибунал для подплава», обнаружил, что практически отсутствует информация о судебном процессе по делу о столкновении подлодки М-200 с миноносцем «Статный».

В большинстве публикаций, в том числе на Дзене, - о суде всего одна фраза, которая, ко всему прочему, не соответствует реалиям: "По окончанию расследования обстоятельств гибели ПЛ М-200 Шуманин и Савчук получили по 3 года лагерей" (см. например - Планета Земля, публикация от 14 февраля 2021 г.).

Для выяснения обстоятельств этого суда мне пришлось обратиться в военный суд в г. Калининграде.

  • Перерыв между официальным сообщением ТАСС о столкновении в 1935 году подлодки Б-3 (Большевик) с линкором «Марат», в результате которого погибло 55 человек, и катастрофой на атомной подлодке К-219, случившейся у берегов Америки в 1986 году, составил полвека. Между тем, за этот период времени произошло полтора десятка других крупных катастроф, в каждой из которых погибло более 30 человек, а всего – 860 героических жизней и засекреченных смертей!
  • По каждому факту гибели субмарин члены государственных комиссий, сотрудники особых отделов и следственные работники проводили разбирательства, которые также засекречивались. Иногда они заканчивались прекращением или приостановлением дел, как в случаях с «Комсомольцем» и «Курском». Нередко расследование катастроф завершалось судами…

21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря произошла трагедия. Подлодка М-200, «малютка» из состава 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота, столкнулась с миноносцем «Статный»,входившем в состав 76-й бригады эскадренных миноносцев . Подлодка затонула, погибли 28 подводников.

Это была одна из первых послевоенных потерь наших подлодок, которую, по мнению специалистов, можно было избежать, при условии надлежащим образом организованной спасательной операции…

ПЛ М-200 вышла из Таллина в надводном положении к месту постоянного базирования в Палдиски, а эсминец, наоборот, возвращался к месту постоянного базирования – в Таллиннскую военно-морскую базу.

Эсминец "Статный"
Эсминец "Статный"

Эсминцем командовал капитан 3 ранга Юрий Степанович Савчук. Командиром ПЛ был капитан 3 ранга Александр Спиридонович Шуманин. Он, правда, не имел допуска к самостоятельному управлению лодкой, поскольку до назначения на эту должность не служил на «малютках».

Шуманин принял лодку, после того как командир бригады отстранил прежнего командира капитан-лейтенанта Радионова от должности. Его задержал в ночном поезде Таллин – Палдиски военный патруль, учуяв запах алкоголя. Поэтому старшим (обеспечивающим) на переходе был начальник штаба бригады капитан 2 ранга Ю.П. Штыков.

Еще одним звеном в цепи случайностей, приведших в итоге к катастрофе, явилось то, что незадолго до столкновения Шуманин поднялся на ходовой мостик, чтобы подменить Штыкова. Последний спустился вниз на ужин, точно определив во встречном корабле эсминец и посоветовав Шуманину быть внимательнее при расхождении.

В соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС) корабли должны были расходиться левыми бортами, но командир «М-200» неожиданно отдал приказ на расхождение правым бортом. Когда на эсминце сбавили ход, понимая неизбежность столкновения, командир ПЛ скомандовал «Лево на борт!». Но было уже поздно. Миноносец «Статный» на ходу 14 узлов протаранил правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков .

От сильнейшего удара корпус лодки практически раскололся надвое. 6-й отсек оторвало полностью, его обнаружили на дне на расстоянии 30 метров от места катастрофы. Лодка в течение нескольких минут затонула на глубине 53 метров. 6 подводников в 5 и 6 отсеках погибли мгновенно. Двое из оставшихся на поверхности моряков утонули. Остальных моряков, находившихся на мостике подлодки – командира, вахтенного офицера, мичмана-стажера и 3 матросов – удалось спасти.

В разрушенной лодке оказались на дне 20 членов экипажа, за жизнь которых развернулась спасательная операция, проведенная, по мнению профессионалов, бездарно. Достаточно сказать, что должностные лица, руководившие операцией, неоднократно менялись и в течение суток никто не принял решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков.

Члены экипажа ПЛ "М-200"
Члены экипажа ПЛ "М-200"

На начальном этапе руководил спасением подводников вице-адмирал Чероков. Но он своим распоряжением возложил непосредственное руководство на помощника флагманского механика 19-й дивизии ОВР инженер-капитан-лейтенанта Осипова. С 4 утра 22 ноября организацией работ занимался командир 405-го отдельного дивизиона спасательных судов капитан 1-го ранга Кривко, с 13 часов того же дня – начальник АСС Балтийского флота инженер-полковник Михайлов. Еще через час в район аварии прибыл командующий Балтийским флотом Головко . А потом прилетел из Москвы Главком ВМФ СССР Горшков.

Между тем, присутствие высоких чинов и возникшие между ними разногласия по поводу спасательной операции никак не способствовали ее успешному проведению. Было много ненужной суеты, несогласованности и прочих проволочек…

После резкого разговора между недолюбливавшими друг друга адмиралами Горшковым и Головко, последний убыл в Балтийск. Хотя перед этим, в момент связи с подводниками в 1-м отсеке, заявлял им: «Даю вам честное слово адмирала, что вы будете спасены».

После этого общее руководство спасательной операцией осуществлял Горшков. Хотя после трагического ее завершения это имя исчезло из всех документов, составленных по результатам проведенного расследования. Главком лишь утвердил Акт расследования.

В район столкновения прибыло больше 20 кораблей и судов. Однако помощи от такого их скопления было мало. Они лишь мешали друг другу. О том, как спасать людей, советовались недопустимо долго, до тех пор пока на море не разыгрался шторм , который оборвал телефонный кабель и воздушные шланги. Подача свежего воздуха и связь с терпящими бедствие подводниками прекратились. После этого оставшиеся в лодке подводники решили выходить самостоятельно. Но было уже поздно…

Подъем затонувшей ПЛ "М-200".
Подъем затонувшей ПЛ "М-200".

Обвинительное заключение, составленное военной прокуратурой флота, основывалось на акте расследования обстоятельств и причин столкновения эсминца «Статный» с подводной лодкой М-200. В частности, Шуманин обвинялся в том, что, обнаружив на расстоянии около 40 кабельтовых огни встречного корабля, не отвернул вправо, как этого требуют Правила предупреждения столкновения судов и принял ошибочное решение расходиться со встречным кораблем правыми бортами, что и привело к столкновению эсминца с лодкой.

Савчуку инкриминировалось то, что в нарушение тех же Правил он принял «неэнергичные меры» при расхождении с подводной лодкой, выполнял правый разворот медленно, и не показывал при этом сигналами сторону своего поворота.

Ответственность за неудовлетворительную организацию корабельной службы, подготовки лодки к выходу в море, низкую организацию оповещения и нарушение режима плавания и т.п. – возложили на подсудимых капитанов 2-го ранга Щекина и Харитонова. В отношении остальных должностных лиц дела были прекращены в ходе следствия.

Суд проходил в зале Дома офицеров в Таллине. Перед военным трибуналом Балтийского флота предстали 4 офицера: командир эсминца капитан 3 ранга Юрий Степанович Савчук, командир подлодки Александр Спиридонович Шуманин, командир 157-й отдельной бригады подводных лодок капитан 2-го ранга Алексей Семенович Щекин и флагманский химик капитан 2-го ранга Иван Федорович Харитонов.

Статья у всех одна и та же – 193-17 п. «а» УК РСФСР (должностная халатность). В действовавших на флоте уставах, инструкциях и правилах всегда можно было найти статьи или пункты, нарушение которых позволяло квалифицировать совершенное деяние (действие или бездействие) как халатность.

Приговор был провозглашен 21 февраля 1957 года. Шуманину трибунал назначил 6 лет исправительно-трудовых лагерей, Савчуку – 3 года лагерей, Щекину и Харитонову – по 3 года условно каждому.

По воспоминаниям лиц, присутствовавших на суде, командир эсминца «Статный» Савчук, в отличие от Шуманина, вел себя на суде достойно. Последний же своим поведением вызывал антипатию, все время изворачивался и отрицал свою вину.

В защиту Юрия Савчука было направлено в различные инстанции немало ходатайств.

Согласно книге учета уголовных дел, рассмотренных военным трибуналом Балтийского флота, 3 июня 1957 года Военная коллегия изменила приговор в отношении Савчука – к нему была применена статья 53 УК РСФСР (условное осуждение), с испытательным сроком 2 года.

Братская могила. Палдиски.
Братская могила. Палдиски.