Найти тему

О крещеных татарах

Отекстовка радиопередачи: Сергей Пилипенко, февраль 2021.

У меня в руках еще одно письмо, очень интересное. К счастью, оно ставит свою серьезную проблему, но не проблему конфликта. У нас сейчас много болевых проблем, это же проблема не болевая, это проблема культурного, вероисповедного, национального самоутверждения. Прошу прощения, что прочту это письмо с выдержками, не целиком.

«Я сама родилась а автономной республике Татария, по национальности татарка. Мои родители и бабушка с дедушкой считаются татарами. А вот наша вера — православная, и все обычаи наши такие же точно, как у русских. Даже душа наша — русская, ближе к русским. Имя, фамилия, отчество — русские. И вот у меня вопрос: почему же тогда у нас фамилия русская, а вот язык конечно ближе к татарскому? И почему язык остался татарский, а все остальное — русское? Нас называли крещеными татарами».

Так вот, это чрезвычайно важное и очень мне приятное письмо с еще одной проблемой. Прежде всего история вопроса. Крещеные татары — это часть татар Сибири и Поволжья. История татарского народа достаточно древняя и достаточно сложная. Его ядро — давно не существующие волжские булгары, хотя они тем не менее одни из предков современных казанских и частично сибирских татар. Булгары на Волге появились еще в VIII веке. Это одна из частей протоболгарской Орды. Часть их осела на Кавказе, часть на Балканах, где они вместе со славянами основали Болгарию, часть основали Волжскую Булгарию. Они очень давние мусульмане. Ислам в Волжской Булгарии вряд ли стал всеобщим, но начал распространяться еще в IX веке, примерно тогда же, когда христианство на Руси, и был принят как государственная религия даже раньше, чем таковой стало христианство на Руси.

Потом происходит вторжение Орды. Волжская Булгария становится вассалом Золотой Орды. Орда была, как известно, собранием многих этносов. Мусульман среди них почти не было. Были там исповедавшие древнюю митраистскую веру монгольскую, были шаманисты, были также христиане, правда, в основном несторианского толка. Христиан было много. Орда стала сеньором русских князей, а они соответственно стали ее вассалами. Уже в XIII веке Орда подверглась сильному влиянию тогда несомненно более высокой русской культуры. С 1261 года в Орде открыта епархия. Многие видные ордынские чиновники — православные. Известны их имена. Иные баскаки, то есть представители золотоордынского хана на Руси — православные. Таков был например Амирхан, его христианское имя — Захар, он крестник Александра Невского и прадед преподобного Пафнутия Боровского, про которого все прекрасно знали, что преподобный по происхождению татарин по терминологии того времени. Это не вполне соответствует этническому составу, но на Руси тогда говорили так. В итоге нового этнического толчка из такого сложного этнического субстрата, из населения старой, тюркской Волжской Булгарии, пришлых ордынцев, в том числе монголов, отчасти кипчакского (половецкого) населения, среди которого было немало христиан, складывается совершенно новый народ, складываются и ныне здравствующие татары.

Орда в начале XIV века в результате переворота Узбека исламизируется. Многие татары тогда бежали на Русь, но они как крещеные татары не сохранились: они были здесь в меньшинстве, они обрусели. Таких бывших ордынцев, таких православных христиан татар мы знаем, между прочим, и среди героев Куликова поля.

Орда слабела, она все больше вырождалась в хищническое, паразитическое государство. От Орды стремились отделиться многие, в том числе, кстати, и казанские татары, которые и сами начали себя так называть, с тех пор как столица из захиревшего Булгара была перенесена в Казань, в новый город. Орда слабела.

Теперь уже многие татары, даже мусульмане стремятся служить России. Так, например, еще в княжение великого князя Василия Темного царевич Касим выезжает с семьей и многочисленными послужильцами, со своим воинским отрядом на русскую службу и получает в держание Городец Мещерский, который с тех пор и до настоящего времени так и называется — Касимов.

Вот первое место, где появились первые крещеные татары в собственном смысле этого слова, потому что хотя династия Касима оставалась мусульманской, но некоторые из них, как, например, князь Симеон Бекбулатович, в XVI веке были православными. Городец-то не пустой был. Там уже до того жили православные, как русские люди, так и мордвины. В контакте с ними и многие касимовские татары постепенно становились православными. Их никто не притеснял. Очень показательно, что хотя мусульманская община просуществовала в Касимове до 1930-х годов, большая соборная мечеть была все же одна, а православных церквей больше десятка.

Впоследствии, с присоединением Казанского и Астраханского ханства, а потом и Сибирского многочисленные татары становятся подданными Российской державы. В большинстве своем они оставались мусульманами, что нисколько не мешало им не только «терпеть» русское правление, но и добровольно зачищать Русскую землю, как те татары, что бросились во Втором земском ополчении Минина и Пожарского освобождать Москву от нашествия с Запада, так сказать, из «цивилизованного мира».

Эта многовековая привычка жить вместе была охарактеризована выдающимся писателем и муллой из Казани начала XX века Каюмом Насыри следующей довольно четкой, довольно твердой фразой: «Русский и мусульманин веками привыкли жить вместе. Русский лучше всех знает, что нужно мусульманину». Если бы это сказал не мусульманин, я бы, пожалуй, этого не цитировал.

Потому то, что значительная часть татар (насколько я понимаю, примерно четвертая часть или немного больше всего этнического татарского населения на момент революции) стали православными христианами, — это их добровольный выбор, это их просвещение светом христовым, над чем поработали миссионеры, среди которых в том числе были и сами татары. У нас была Казанская духовная академия, имевшая миссионерское отделение, и среди окончивших ее были представители самых разных сибирских, северных, дальневосточных этносов, в том числе и татары. И среди преподавателей, кстати сказать, они тоже бывали.

И наконец, правда, несколько позже, чем у более ранних православных народов, чем у чувашей, мордвин и черемис (марийцев, как мы теперь говорим) у татар в начале XX столетия появились и монастыри. Их было три: один мужской и два женских. Их называли «крещенотатарскими». Это Трехсвятительский миссионерский крещенотатарский монастырь, Покровская женская крещенотатарская община. Как называли вторую женскую общину, не помню, ее открыли перед революцией. Крещенотатарские монастыри видели свою деятельность в образовании, просвещении, даже в профессиональной подготовке православных татар. Чем они собственно отличались? Православное богослужение может совершаться на любом языке, но специальных переводов для богослужения на татарском не делали: церковно-славянским языком в старой России все-таки большинство владели. А вот чтение Евангелия, проповедь и исповедь были, разумеется, на татарском. Это вполне естественно. И нам следовало бы сейчас беспокоится о восстановлении всего этого, если бы это оказалось возможным.

Само собой разумеется, это не имеет никакого отношения, как я уже подчеркнул, к национальному самосознанию. Напротив, стать православным человеком для жителя России, для татарина или для эстонца вовсе не означало перестать быть эстонцем. Покуда большевики не преуспели в разрушении нашей великой державы, никогда патриотизм не противостоял национальному самосознанию. Мы сейчас боимся даже слова «националист». И напрасно, это хорошее слово. Оно означает человека, который прежде всего обращен к своей национальной культуре. Так вот, в начале нашего века, покуда была великая Россия, человек совершенно искренне мог про себя сказать: «Я татарский националист и русский патриот». В первом утверждении он высказывал свое отношение к своей нации, во втором — к своему государству, к своей империи. И очень неплохо все было. А теперь нам с вами, увы, придется все восстанавливать, и будет это стоить больших трудов.

Однако спасибо вам за письмо. Бог в помощь и доброго здравия!

Оглавление и поддержка