Найти тему
Cinema Ripper

Paul Schrader. Безобразия в холмах

Paul Schrader
Paul Schrader

Сказать по правде, в общем и целом, лично мне доставляют фильмы Шредера, несмотря на то что работа его проходила в русле голливудского мейнстрима, некоторые фильмы откровенно не вышли, а некоторые остались непонятыми и недооцененными. Однако большинство, все же состоялись, причем в авторском Шредера стиле, несмотря на продюсерскую систему съемок, при всем при этом, дядька еще умудрялся снимать кино именно на «свои» темы и поднимать вопросы близкие ему лично, а это мало кому в Голливуде удавалось.

Шредер, как известно, родился и крестился в крайне религиозной семье этнических голландцев-кальвинистов из отдаленных ебеней в штате Мичиган, он даже закончил семинарию и уже готов был положить голову на ниве протестантского мракобесия, но вмешалось одно обстоятельство, опять же из религии вытекающее. Пацану до восемнадцати лет запрещали ходить в кино, и когда он таки проник в кинотеатр, был настолько ошарашен мельтешащими картинками, что тут же бросил к чертям семинарию и дернул в Голливуд не сказав до свиданья своей суровой родне. Таким образом ушлые торговцы грезами получили фанатичного киношника.

-2

Между тем, новоиспеченный тварец находился в легком ахуе от голливудского содома и возможно, где-то в глубине души возвращался к своему духовному прошлому, вспоминал мамыны пирожки, христианские песнопения и рождественскую индейку. А потом в своих лентах снова и снова поднимал вопросы религии, морали и их столкновение с богемным  беспределом процветавшим на голливудских холмах. Собственно в своем втором фильме «Hardcore» 1979 года, Пол отразил весь свой фейспалм относительно столкновения нестыкующегося, картина в общем и представляет собой визуализированный взрыв мозга молодого семинариста попавшего в самый эпицентр «ацкого чада кутежа». Картина собственно и позволила Шредеру застолбить участок в Голливуде, а в следующем 1980 году дядька очень сильно упрочил результат, сняв своего «American Gigolo».

-3

Можно сказать, что «Американский Жиголо» это практически вторая серия «Хардкора», только уже не про женский бизнес, а про мужской. Кроме того, как и в большинстве фильмов Шредера этот включает, как бы три явных уровня, первый это детективный сюжет для затравки. Второй – широкая панорама всяких разных хулиганств, очень живописно и выпукло представленных, в связи с чем не вполне очевидно, возмущавших или восхищавших Пола чисто по человечески. Наконец третий, это сама идея - нравственный конфликт человека и общества, как говорили в Союзе, «каменных джунглей» со «зверским капиталистическим оскалом»

Сюжет представляет собой историю простого работника дорогих секс-услуг Ричарда Гира, влюбившегося таки в тетю, по случаю оказавшуюся женой сенатора. Последующие за тем неизбежные осложнения, проводят героя через несколько кругов криминального закулисья Лос-Анджелеса, от дорогого ресторана, через гей-клуб, прямо за решетку. Откровенно говоря, основная мелодраматическая фабула осталась для меня не совсем  понятной. Если Гир влюбился в тетю реально и у него прям на глазах стали отрастать крылышки, то его суетливое поведение перед угрозой цугундера, не вяжется с образом «влюбленного Ромео», особенно готовность к исключительно циничной содомии. А если он собирался использовать тетю только как средство выбраться из индустрии, тогда непонятно его тупое упрямство в деловых переговорах с сенатором. В общем образ «американского жиголо» получился хоть и яркий, но довольно мутный, хоть Гир конечно постарался сделать некого эгоиста-мученика, кривлялся, паясничал и даже засветил все свое хозяйство в полный рост, его кстати после фильма и заметили (в смысле Гира).

Впрочем, все эти мелочи не особо обратили на себя внимание, фильм был прекрасно встречен критиками и зрителями, и десятикратно отбил свой бюджет, а заглавная песня «Call Me» в исполнении Blondie, весь год лидировала в рейтингах США и Британии. Через двадцать семь лет, с какого-то перепугу, Шредер вдруг решил вернуться к теме и снял «вторую серию» - «The Walker» с Харрельсоном в роли Гира, причем вполне в духе времени, Гир-Харрельсон окончательно стал педерастом, причем не просто педерастом, а педерастом-бунтарем очень сильно восставшим против своих предков рабовладельцев. Это было очень сильно для 2007 года, но вернемся к 1997.

-4

В достославном 1997 году, дядька снял довольно нетипичный для себя фильм. В ленте не было убийств, детективного сюжета и педерастии с наркоманией, зато там была излюбленная тема морали, религии и веры вообще, а так же всех этих ништяков относительно современного циничного общества информационного фашизма. Представляется что  «Touch» «Прикосновение», один из немногих фильмов Шредера, 100% сатира, причем довольно едкая, фильм был снят не по оригинальному сценарию, а по одноименному роману Элмора Леонарда.

Суть басни в истории некоего парня по имени Ювенал, открывшего в себе способность исцелять любые недуги наложением рук, при этом чувак дико исходит кровоточащими стигматами и вообще сильно смахивает даже не на святого, а на самого Христа. Парень несколько лет проживал в южно-американских кушарах, в качестве монаха, а теперь скрывается от любопытных глаз в приюте для алкашей, помогая персоналу.

Совершенно случайно способности Ювенала обнаруживает циничный продавец трейлеров, в исполнении Кристофера Уокена. Что бы окрутить парня Уокен подсылает к нему Бриджит Фонду, все это приводит к любви и дикой например постельной сцене с участием святого. Святой легко плюет на всю религиозную деятельность и благотворительность и уезжает с Фондой, результатом чего, у него пропадает ценная способность, вместе со стигматами. Откровенно говоря, финал картины порадовал, он получился у Шредера одновременно ебанутым, неожиданным и счастливым, возможно здесь он не по децки потроллил сам себя и свою склонность к голливудским финалам.

Фильм со страшной силой пролетел в прокате, и причина имхо не в отсутствии звезд, а в отсутствии четкой авторской позиции по важным, поднимаемым вопросам, возможно сам Шредер с возрастом, как то больше запутался, чем определился. Через три года, в 1999 году дядя снял фильм с совершенно противоположной концепцией, но все о том же. На этот раз Пол не стал рисковать, а написал все сам, благо основной сюжет чуть раньше уже слегка проработал Виктор Гюго в своем романе «Граф Монте-Кристо».

В картину «Forever mine» 1999 года дядька впихнул все то чего не хватало в предыдущей ленте: кровь, любовь, ревность, месть, смертоубийство и пр. ништяки. Фильм опять о любовном треугольнике, одной вершиной уходящем во властные структуры, коррупция, бандитизм и прочие безобразия прилагаются. Что бы отомстить за себя и за ту тетю, главному герою придется освоить весь арсенал нелегального обогащения. В фильме много экшена, откровенные эротические сцены и натуралистичное членовредительство, жалко только главного героя, который вроде мстил, но при этом отхватывал в три раза больше. Это нормальное явление? Мне кажется это не совсем нормальное явление.

Впрочем фильм, так же как и предыдущий, пролетел в прокате, не смотря на сисьге Гретхен Мол и проверенный временем сюжет. В 2000х у Шредера очень часто стали случатся провалы в творчестве, его фильмы не тянули, продюсеры ломали кайф и вмешивались в процесс, актеры откровенно лажали, очередной «Изгоняющий дьявола» стал последней каплей, после которой дядька шесть лет находился в творческом отпуске. Все это видимо очень сильно повлияло на характер Пола, фильм снятый после долгого простоя, в 2013 году, под простым названием «The Canyons», доказывает это в полной мере.

-5

Посудите сами, картина снята как бы в Голливуде и о Голливуде, но независимым образом, на деньги собранные в интернете, при этом из четырех главных ролей, две исполнили порно-актеры, а одну – Линдси Лохан пребывающая на стакане, впрочем, возможно такие и нужны были для сюжета в котором нет, не то что бы хоть проблеска чего-то хорошего, но и даже надежды на оный.

Суть басни в истории продюсера B - movie – мажора с очень нехорошими наклонностями, плюс латентного педераста, в исполнении порно-актера Брайана Севилла (у чувака симптоматичный псевдоним – Джемс Дин), его сожительницы, вышеозначенной Линдси Лохан – особы в крайне анемичном состоянии, а так же друга оной - инфантильного парня (так же педика) по имени которое вам ни о чем не скажет и еще одной подруги, причем для обоих чуваков, так же порно-актрисы. Если кому-то покажется недостаточным набор типажей для групповухи, можно пригласить еще пару-тройку из массовки.

-6

Может показаться, что сюжет ограничится постельными сценами, во всех вариантах, но создатели этим не ограничились и добавили еще измену, ревность, интриги и кровавый финал, все потому что картина поставлена по произведению и соответственно сценарию всем известного Брета Истона Эллиса. Конечно можно представить все это безобразие триллером, драмой или даже нуаром, но в реале получился настоящий арт-хаусный депресняк, и тут явно последнее слово было за Шредером, хотя Эллис, Лохан и продюсер Брэкстон Поуп, каждый тянули одеяло на себя.

Надо сказать, что если проигнорировать в общем невзрачную актерскую игру и неудачный монтаж, то фильм получился вполне атмосферненьким, вполне в духе нуара, не смотря на веселенькую калифорнийскую картинку. А главное это конечно его потрясающий бюджет в 250 тысяч, вот в этом факте как раз и скрывается основной троллинг Голливуда, с его сверхъестественными бюджетами, гонорарами и серыми, безликими продуктами. Неудивительно что Шредера порвали на лоскуты все те кого он откровенно окрестил маньяками и педерастами, при этом критический ответ был явно неадекватен масштабу самого фильма.

Тем не менее «Каньоны» стал для дядьки шагом к возвращению в большое кино. После еще пары неудачных опытов, Шредер вернулся к своей излюбленной теме духовных исканий, религии и столкновения бунтаря-одиночки с безнравственным обществом капитала, все это в «First Reformed» 2017 или в креативном русском переводе «Дневник пастыря». Похоже в свои 74 года дядька обрел второе дыхание и даже получил долгожданную номинацию на «оскара».