Найти тему
Прорывист

Сталинградская Мадонна: как иконой фашиста примиряют народы

Живем в интересную эпоху… Дальнейшее будущее представляется СМИ мрачным, один пессимистичный прогноз сменяется другим еще более пессимистичным. Ведущие «мировые державы» наращивают вооружения, совершенствуют ядерные арсеналы, в то же самое время ООН призывает к выработке нового общественного договора с целью не допустить разделения мира на два лагеря во главе с КНР и США. Другими словами, главный посыл — лишь бы не было войны… Большой войны, после которой, как нам уже объяснили, не выживет никто. Для нас, марксистов, самоочевидно, что мир находится в начальной фазе подготовки к ней.

Империалистическая буржуазия, развязывая войны, затем традиционно воздевает очи к небу и причитает о ценности мира, любви и сострадания. Как правило, на всевозможных траурных церемониях звучат бессмысленные речи о том, что та или иная трагедия не должна повториться. Не должна, но повторяется снова, и снова, и снова… Также известно, что буржуазия в некоторых ситуациях «необычайно богомольна», не может обойтись без услуг церкви, которая должна сеять смирение и примирение.

В данном случае речь пойдет об иконе, написанной в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года в окопах на завершающем этапе Сталинградской битвы. Под натиском Красной армии фашисты как никогда ощутили на себе дыхание всей ярости советской армии и, оказавшись в «котле», возопили к богу. В таких условиях местный врач и пастор Курт Ройбер на оборотной стороне советской карты написал икону, прозванную затем Сталинградской Мадонной, которая в 1990-м стала «символом международного примирения». Современный Запад, подобно двуликому Янусу, имеет такую же двуличную мораль. Одной рукой он терзает, разоряет и убивает ради сверхприбылей, а другой присылает гуманитарные грузы и оплакивает погибших, рассуждая о ценности человеческой жизни.

Для начала стоит рассказать об истории создания этой Сталинградской Мадонны. В интернете несложно найти информацию об этом рисунке.

«Осенью 1942 года 16-я танковая дивизия принимала участие в Сталинградской битве. Уже к декабрю армия генерала Фридриха Паулюса попала в окружение. Положение немецких войск было катастрофическим — стали подходить к концу боеприпасы и горючее, а главное, запасы провизии. В Рождественскую ночь 1942 года военный врач Курт Ройбер, сидя в холодной землянке, на оборотной стороне географической карты углем нарисовал Мадонну, которая прижимает к себе и укрывает своим широким плащом младенца Иисуса Христа. По бокам картины выведены слова на немецком языке: Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad («Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград»).В последнем письме жене Марте Ройбер написал, что картина — «символ того, что мы сейчас переживаем: Рождество перед лицом смерти. Мать, которая прячет в своем темном траурном платье светлоликое дитя… Ребенок рожден среди боли и затмевает своим светом всю темноту и скорбь…».

По поводу войны Ройбер считал:

«Мы ведем крестовый поход без креста. Нацизм и сталинизм — обе системы порождены сатаной».

Хорошо видно, какая чехарда творилась в голове этого богобоязненного пастора. То есть он, считая фашизм порождение сатаны, тем не менее пошёл к нему на службу. Протестантское вероисповедание Ройбера вовсе не помешало ему стать настоящим фашистом и сознательно воевать с коммунизмом. Разделял Ройбер все до единой идеологические установки германских фашистов или нет, особого значения не имеет. Значение имеет только факт того, что он стал под знамена Гитлера, хотя мог и отказаться служить. Точно так же, как и сегодня обычные граждане становятся под знамена украинских или белорусских фашистов, при этом не считая себя фашистами, а к примеру «волонтерами», «активистами», «оппозиционерами», «демократами», «националистами».

Характерны чисто фашистские взгляды Ройбера на советских людей. Как пишет Хайнц-Георг Хартманн:

«Летом 1941 года он описывал жителей оккупированной территории как серую массу без человеческого достоинства, у которой нет сил для обновления».

Но уже совсем другие воспоминания Ройбера приводит Энтони Бивор в своей книге «Сталинград». Когда сталинградский «котел» замкнулся, Ройбер записал следующее:

«Страх, страх, страх без конца… Атаки и контратаки, грохот танков и орудий, вой катюш, автоматы, гранаты — и все это лицом к лицу… Около меня лежал солдат с оторванной рукой и без носа, у которого хватило сил сказать, что ему теперь не потребуется носовой платок. Я спросил его, что бы он сделал, если бы мог плакать? В ответ — все мы здесь никогда не будем плакать, нас будут оплакивать другие…».

Когда фашисты истребляли, насиловали, истязали советских людей тысячами, они презирали «недочеловеков», но когда их самих зажали в «котле», эти ублюдки, глядя на своих распотрошенных сослуживцев, заговорили об ужасах войны. И тут же взмолились боженьке.

А как мило спелись фашисты прошлого с фашистами, пардон, «патриотами», настоящего. Так, в статье аж «заслуженного работника культуры РФ» Владимира Рощупкина «Сталинградская миссия доктора Ройбера» говорится:

«Солдаты увидели освещенный свечой рисунок. Они остановились в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной. Вечером перед Рождеством доктор Ройбер прикрепил икону на стену в своем блиндаже. Солдаты негромко спели две рождественские песни. Командир батальона Вильгельм Гроссe (Wilchelm Grosse) поздравил подчиненных, и Ройбер снял с иконы ткань. Солдаты увидели освещенный свечой рисунок доктора …Они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением рисунка и слов, обрамляющих его: свет, жизнь, любовь. Блиндаж с Мадонной стал местом паломничества немецких солдат. А затем врач и священник Ройбер стал обходить с иконой другие промерзшие солдатские укрытия, чтобы таким образом подбодрить их перед Рождеством. Ведь этот день напоминал им о доме, о близких».

С какой нежной любовью «патриот» умиляется фашистскому рождеству в сталинградских окопах…. Между прочим, в РФ имеется копия иконы, находится она в волгоградской католической церкви Святого Николая.

Теперь же стоит обратиться к тем, кто считает, что «истина посередине» и что «не все так однозначно». То есть поговорим о том, как современные попы, художники, искусствоведы путем спекулятивных размышлений о данном изображении занимаются обелением фашизма.

Обратимся к словам художника Владислава Коваля, написавшего картину (!), посвящённую иконе Ройбера:

«Несколько лет назад священник волгоградского католического собора Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера. Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел. Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел… лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня, как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную „Сталинградской Мадонне“ Ройбера…Немецкие солдаты на моей картине — уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда — вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Уж он-то здесь абсолютно ни при чем. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же, как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она — с ними и среди них, в этом окопе близка и понятна как никогда раньше в их жизни».

Вот так просто, росчерком уже не пера, а кисти, фашистские звери перестают быть оккупантами просто потому, что верят в бога. И Гитлер, который послал их убивать советских людей, также оказывается ни при чем. Вера в бога и иконка моментально смывают весь кроваво-огненный след армии, вскормленной от груди мировой мамоны, то бишь империализма. Видимо, духовные фашистские мрази гораздо ближе Ковалю, чем бездуховные коммунисты. Как сказал в одном из интервью сам Коваль, цель его картины — это примирение русского и немецкого народов. Да и при капитализме примиряться как-то легче, не так ли? Ведь теперь это война «двух преступных режимов»… Коваль даже верит в чудодейственность рисунка Ройбера. К слову, в 2008 году данная картина была представлена на рассмотрение всероссийской выставочной комиссии для участия в выставке «Победа» в Волгограде в канун 65-летия Сталинградской битвы.

Не менее тепло пишут о Ройбере и в статье на православном сайте «Милосердие.ru»:

«Глубокое сострадание отразилось в зарисовках Курта. На сохранившихся эскизах лица простых людей: старая женщина в платке с глазами полными слез, маленький напуганный мальчик, калмык с удивленно поднятыми бровями. Галерея образов страдающего русского народа глазами немца, мучающегося в окопах под Сталинградом. Удивительные работы и, к сожалению, до сих пор мало кому известные».

Зверства фашистов, которые стали причиной страданий русского, а также других народов Советского Союза, остаются как бы за кадром. Главное, оказывается, что фашистские истязатели «глубоко сострадали».

А вот что можно услышать от архиепископа Евангелической Лютеранской церкви России Дитриха Брауэра по случаю освящения Сталинградской Мадонны в Москве на видео, записанном в сентябре прошлого года:

«Этот образ возник в 1942 году на Рождество, когда волею судеб оказавшийся на фронте пастор и медик Курт Ройбер изобразил богоматерь с младенцем Христом вокруг надписи: Любовь. Надежда. Свет. И тем самым засвидетельствовал, что господь не покидает нас даже в самые страшные времена. Даже в котле, в аду войны он все равно дает нам знаки надежды, он все равно дает нам рождество своего спасения и дает нам воскресение вечной жизни. Дает нам ощущение того, что мы не одни, что мы не брошены на произвол судьбы, но мы принадлежим его заботе, его благословению, милости и благодати. Это и выражает образ Сталинградской Мадонны».

Создается такое впечатление, что Бауэр утешает нацистов, которые незримо присутствуют в храме. Или вполне зримо?

А вот что пишет кандидат исторических наук М. Ю. Горожанина в статье «Православная и католическая иконография: в свете диалога культур Востока и Запада». По её словам, образ Сталинградской Мадонны является «квинтэссенцией надежды на жизнь, стремления к миру, для всех, независимо от национальности, расы и вероисповедания». Следовало бы ещё добавить «… и политических взглядов». Никакого упоминания о том, что данная икона была создана фашистом, и полное игнорирование факта систематического истребления советского народа. Ведь академическая статья не допускает таких формулировок. Зато вполне допускает обеления фашизма и фашистов.

В 2010 году у военного мемориала в коммуне Данкендорф, что в Баварии, был открыт камень с изображением Сталинградской Мадонны. Как пишет Йозеф Бартеншлагер в статье для местной газеты Eichstatter kurier:

«Икона стала символом международного взаимопонимания, знаком примирения и партнерства, напоминанием об ужасах войны, о ценности человеческой жизни».

А по-моему, икона является символом невежества и отчаяния обречённых на возмездие Красной Армии, потерявших всякий человеческий вид фашистских отродий.

Подобные церемонии по своей сущности мало чем отличаются от крестных ходов или возведения буддийских ступ, которые с помощью некой духовной энергии якобы способствуют гармонии и миру для всех живых существ.

В данном случае перед нами откровенный случай обеления фашизма и фашистов под видом «примирения» наций и религий, под сладкие проповеди о сострадании и мире . Ни одна молитва и икона не способна предотвращать войны, которые развязываются владельцами циклопических масштабов частной собственности, в частности капиталистами. Само существование капитализма делает неизбежным войны и в том числе подразумевает необходимость религий и других спекулятивных мировоззрений, скрывающих загнивание общества.

И в этом смысле пример с иконой Ройбера весьма показателен. Ведь все те, кто игнорируют тот факт, что она была создана соучастником истребления советского народа, и вместо этого видят в данном изображении символ мира, любви и примирения, тем самым одобряют преступления фашизма.

В завершение приведу лишь цитату из наследия великого сына немецкого народа Бертольда Брехта, где он выразил сущность современного буржуазного гуманизма:

«Противники фашизма, не являющиеся противниками капитализма, с их жалобами на варварство, идущее от варварства, напоминают людей, которые не прочь вкусить от тельца, но не хотят, чтобы его зарезали. Они любят мясо, но не выносят вида крови. Пусть мясник вымоет руки перед тем, как принести мясо, — это их вполне удовлетворит. Они ведь не против имущественных отношений, порождающих варварство, а лишь против варварства как такового. Они поднимают свой голос против варварства, находясь в странах, где господствуют те же имущественные отношения, но где мясники пока еще моют руки, прежде чем принести мясо».

К. Киевский

____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I.
Общественно-политический журнал «Прорыв»
II.
Газета «Прорывист»

Поддержите редакцию деньгами:
I.
Принципы финансирования
II.
Подписка на газету
III.
Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора