Изабель Юппер (Родилась 16.03.1953)
В июле 1991 одна из самых популярных европейских актрис Изабель Юппер получила приз за исполнение женской роли на очередном Московском кинофестивале. Вместе с режиссером своего фильма, экранизации романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари», Клодом Шабролем она всего на пару дней прилетела в нашу столицу.
Ее визит прошел очень скромно, без помпы, без многочисленных интервью. Да и сама Юппер внешне абсолютно лишена «звездности»: небольшого роста, худенькая, с веснушками на лице.
Что ж, у каждой звезды свой стиль, своя манера общения с публикой. Впервые очутившись на съемочной площадке в 16 лет (это была картина Нины Компанеец «Фостин и прекрасное лето»), она за прошедшие годы успела сыграть свыше полусотни ролей, но так и не обзавелась сверкающим ореолом актрисы-символа.
Она родилась в богатой семье, где родители были достаточно тактичны, чтобы не навязывать своим детям профессиональных установок. Поэтому, когда Изабель решила покинуть Сорбонну (где она изучала русский язык), чтобы поступить в актерскую школу и стать киноактрисой, никто ей не перечил. К тому же, и обе сестры Изабель - Элизабет и Каролин - уже связали свое будущее с кинематографом (Элизабет сегодня известная актриса и писательница, а Каролин - режиссер).
В начале своей творческой карьеры Изабель играла маленькие роли своих ровесниц - симпатичных девчонок, которым отводилось весьма скромное место где-то на периферии сюжета. Думаю, мало кто обратил на нее внимание в мелодраме Клода Сотэ «Цезарь и Розалии», где в главных ролях блистали Ив Монтан и Роми Шнайдер...
Однако уже в «Вальсирующих» Бертрана Блие в характере героини Юппер появилось нечто новое. На вид она такая же, как и в «Фостине...», но в глазах уже затаился дерзкий огонь вызова, провокационного соблазна. Героиня Юппер бунтует против скучной и размеренной жизни обеспеченных родителей...
Эту затаенную дерзость Изабель Юппер сыграла и в антирасистской криминальной драме Ива Буассе «Дюпон Лажуа», где ее героиня становится жертвой насилия, в авангардистски-эротическом эссе Алена Роб-Грийе «Осторожное прикосновение к удовольствию», в мелодраме Жана-Луи Бертучелли «Доктор Франсуаза Гайан».
Все эти роли были как бы многообещающей прелюдией к «Кружевнице» швейцарского режиссера Клода Горетта, где Изабель Юппер сыграла наивную провинциальную девушку, на свое несчастье влюбившуюся в студента-интеллектуала. Банальная, на первый взгляд, фабула получила на экране чрезвычайно тонкую психологическую трактовку.
Интимные чувства героини были переданы актрисой с мастерством подлинного таланта. Через год Изабель достался приз за лучшее исполнение женской роли на Каннском фестивале (фильм Клода Шаброля «Виолетта Нозьер»). Вместе с Изабель Аджани она блестяще сыграла в драме Андре Тешине «Сестры Бронте»...
Уже в качестве звезды международного класса американский режиссер Майкл Чимино пригласил ее в супервестерн «Врата Рая», а Жан-Люк Годар - в экстравагантные картины «Спасай, кто может(жизнь)» и «Страсть».
В драме Мориса Пиала «Лулу» Изабель исполняла роль легкомысленной подружки безнадежного повесы (Ж.Депардье), а в «Глубоких водах» Мишеля Девиля снова возвратилась к ситуации любовной и психологической провокации, вместе с Жаном-Луи Трентиньяном разыграв дуэт, построенный на взаимной конфронтации супружеской четы.
На рубеже 1980-х она сыграла в драме итальянского режиссера Мауро Болоньини «Подлинная история дамы с камелиями». Это была вовсе не экранизация знаменитой «Дамы с камелиями» Александра Дюма-младшего, а попытка рассказать историю невыдуманную, построенную на архивных материалах и письмах. Используя мотивы, связанные с жизнью Дома-сына, Мауро Болоньини воссоздал на экране изысканную атмосферу аристократических кругов Франции XIX века.
В переливах световых и цветовых гамм, среди роскошных покоев и театральных лож, интимных будуаров и романтических пейзажей проходила перед зрителями типичная для французской классической литературы история «восхождения» юной и прекрасной провинциалки (Изабель Юппер) к «Олимпу» Парижа, заканчивающаяся неизменной роковой развязкой.
Отношения дочери (И.Юппер) и отца (Дж. М. Волонте) никак нельзя было назвать образцовыми: по сути именно он толкнул ее на путь куртизанки, просто-напросто продав девушку-подростка хозяину балаганчика. Актеры хорошо чувствовали подтекст, глубину и многозначность паузы. Их великолепный дуэт был наполнен множеством оттенков. На экране возникал клубок сдерживаемых или, наоборот, выплескивающихся через край страстей, обид, взаимного притяжения и ненависти, оттесняя на второй план даже немаловажную линию Дюма-сына.
Изабель Юппер отлично вписалась в атмосферу каллиграфического изобразительного решения (оператор Эннио Гварнери), близкого к гамме полотен французских живописцев первой половины XIX века: в тщательно выстроенные композиции и панорамы, где не оставалось места лишним деталям и движениям, зато завораживал золотистый цвет поэтически снятых «ню», не говоря уже об интерьерах и костюмах, словно сошедших с полотен Энгра. Эмоциональная, чувственная зрелищность нисколько не мешала в «Подлинной истории...» психологизму, а ситуации «любовного треугольника» - размышлениям о проблемах человеческой души...
В 1980-х Изабель Юппер по-прежнему активно снималась в фильмах французских режиссеров, в Америке, в Австралии, в Италии. Ее окружал блеск режиссерских и актерских имен: Джозеф Лоузи («Форель»), Бертран Блие («Женщина моего друга»), Анджей Вайда (экранизация романа Ф.Достоевского «Бесы»), Клод Шаброль («Женское дело», «Мадам Бовари»).
Она с удовольствием приняла приглашение своей сестры Каролин сыграть в ее картине «Подписано: Шарлот». Одну из лучших ролей Изабель Юппер исполнила в психологической драме «Наследство» («Вторая жена») венгерского режиссера Марты Месарош...
В 1983 году актриса впервые встретилась на съемочной площадке с итальянским кинобунтарем Марко Феррери, задумавшим рассказать эпатажную историю семейного любовного треугольника: отца (Марчелло Мастроянни), матери (Ханна Шигула) и дочери (Изабель Юппер). «История Пьеры» получилась драматической и насмешливой, горькой и наполненной романтической ностальгией. Вопреки множеству эротических, часто бисексуальных эскапад своей героини, театральной примы, Изабель Юппер отнюдь не спешила с однозначной трактовкой роли. Стремление к искренности человеческих отношений и чувств, к взаимопониманию и любви, - вот основные духовные качества ее Пьеры. Несмотря ни на что, она любит свою героиню, как, впрочем, и авторы «Истории Пьеры» любят своих странных, взбалмошных, непутевых персонажей...
Классика и современность, детектив и психологическая драма...
Во всех киновременах и в любых киножанрах героини Изабель Юппер не могут прожить без любви...
© Александр Федоров, 1991