Борис Феоктистович Сафонов яркая фигура советской истребительной авиации, человек исключительного личного обаяния, наделенный талантом бойца и выдающегося организатора.
Борис Сафонов родился 26 августа (13 августа по старому календарю) 1915 г. в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области. Он окончил 7-летку с отличием, поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, в 1930 г. вступил в ВЛКСМ. В планерной школе достиг больших успехов, в числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, его инструктором была Валентина Гризодубова, будущий Герой Советского Союза.
Летом 1933 г. после успешного окончания аэроклуба, Сафонов учился в качинской 1-й военной школе летчиков имени Мясникова, а после ее окончания сначала отправился в 7-ю авиаэскадрилью 2-й авиабригады Белорусского военного округа (позже она стала 106-й авиаэскадрильей, затем 15-й иап имени Дзержинского), летчика заметил командир отряда Якубович и командир бригады Смушкевич.
Сафонов занимался самообразованием, он изучал специальные и общеобразовательные дисциплины.
Еще перед войной он разработал тактику пар самолетов, которую считал лучшей, звено должно было быть из 4 самолетов.
При стрельбе по конусу он разработал свой метод, он набирал высоту выше конуса под ракурсом одна четверть, после чего пикировал под него и снизу, с дистанции 100 - 50 м открывал огонь. Таким образом у самолета появлялся запас скорости для следующего маневра.
Затем он записался во 2-ю авиаэскадрилью 15-го истребительного авиаполка Северного флота, поскольку тогда началась финская война. Лейтенант Сафонов был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи 72-го смешанного авиаполка ВВС СФ. Тогда он летал на И-15бис.
Во время советско-финской войны эскадрилья Сафонова как и 72-й полк принимал активное участие в боевых действиях на Петсамском направлении, совершая налеты на вражеские объекты. Поскольку финских ВВС и ПВО не было, боевые вылеты носили характер воздушной разведки.
29 апреля 1941 г. были получены 4 И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, которую возглавил старший лейтенант Сафонов.
Войну полк встретил на И-16, это не помешало Сафонову успешно воевать на нем. Первый немецкий самолет старший лейтенант Сафонов сбил 24 июня 1941 г. Тогда он догнал Ю-88, который он опознал как Хе-111. Сначала пилот убил стрелка и повредил самолет, потом со 100 м длинной очередью отпилил ему хвостовое оперение. Это был первый немецкий самолет, сбитый пилотами североморской авиации. Подошедший катер успел подобрать резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, гнутые пулеметы. Командующий Северным флотом вице-адмирал Головко дал указание оснащать резиновыми шлюпками все самолеты морской авиации.
27 июня 1941 г. Сафонов сбивает разведывательный самолет Хеншель-126.
14 июля 1941 г. Сафонов получил орден Красного Знамени.
Сафонов все что мог подчинил достижению победы. Он даже срезал пряжки со шлема и пришил кнопки от парашютных ранцев, заставив сделать то же самое своих товарищей. В небе его И-16 то уходил вниз и маневрировали между сопками или круто взмывал вверх. Он разделил свою группу на две части, одна должна была атаковать бомбардировщики, а другая связывала боем вражеские истребители.
Однажды в составе 5 И-16 они встретили 20 немецких бомбардировщиков, приказ об атаке Сафонов отдал только тогда, когда заметил группу Ме-109. Летчик увел свою группу назад и атаковал бомбардировщики со стороны солнца. За два захода удалось сбить 4 бомбардировщика, атаку Ме-109 отбили выстроившись в оборонительный круг. На И-16 Сафонов сбил 14 самолетов.
16 сентября Сафонову присваивается звание Героя Советского Союза.
С 10 июля по 3 октября Борис Сафонов за 145 боевых вылетов, провел 27 воздушных боев и записал на свой боевой счет 13 сбитых вражеских самолетов.
Тактика Сафонова напоминала тактику другого аса Покрышкина. Он атаковал вражеский самолет на большой скорости и открывал огонь на 100 м дистанции.
Когда начались поставки самолетов по ленд-лизу 72-й истребительный авиаполк начал пересаживаться на "Харрикейны", 24 октября 1941 г. Сафонов становится командиром 78-го полка ВВС Северного флота.
Полк получил 27 "Харрикейнов", на которые летчики переучились ранее.
С 22 декабря 1941 г. по 22 января 1942 г. Сафонов награждается вторым и третьим орденами Красного Знамени.
Выполняя обязанности командира полка, он реже вылетает на задания, особое внимание он уделяет обучению молодых летчиков, он обучил Бокия, Покровского, Климова, Орлова, Сорокина, Сгибнева, Диденко и других, из них 13 стали Героями Советского Союза.
В марте 1942 г. Сафонов, Коваленко, Кухаренко и Туманов были награждены английским орденом "Крестом за Летные Заслуги".
20 марта 1942 г. подполковника Сафонова назначают командиром 2-го гвардейского смешанного авиаполка ВВС СФ, он принял его гвардейское знамя.
Полк перевооружается на "Киттихауки" P-40. Комполка первым освоил истребитель. По предложению Сафонова 6 7,69-мм пулеметов заменили на две пушки ШВАК. Их пристреляли на 100 м.
В конце марта гвардии подполковник Сафонов в районе Туломской ГЭС сбивает два вражеских истребителя.
До конца войны Сафонов не доживет, он погибнет в 224-м боевом вылете 30 мая 1942 г., когда будет прикрывать конвой союзников PQ-16, направляющийся в Мурманск.
Тогда караван атаковали 45 "Юнкерсов", которые прикрывались "Мессершмиттами".
4 "Киттихаука" Северного флота поднялись в небо, истребители не были приспособлены к суровым условиям Заполярья, двигатели часто выходили из строя, даже прозвище было у них "чудо безмоторной авиации".
Ведзомый Сафонова Кухаренко из-за забарахлившего мотора вскоре после взлета вернулся назад.
На подлете к каравану группа Сафонова вступила в бой с 6 Ю-88, преследуя их она разделилась. Последними сообщениями в эфир стали следующие: "Одного сбил... Через пару минут: "Двух рубанул! Бью третьего... Есть третий!" Через минуту: "Прикройте с хвоста!... Мотор!" Это были последние слова гвардии подполковника Сафонова.
Падающий самолет, предположительно Сафонова, видели с эсминца "Валериан Куйбышев", зафиксировали и место его гибели. Падающий отвесно одиночный самолет был также замечен с миноносца "Сокрушительный", он упал с 300 - 200 м на расстоянии около 30 кабельтовых.
Есть четыре версии гибели Сафонова.
Первая самолет упал из-за отказа мотора.
Вторая он был сбит стрелком бомбардировщика Ю-88.
Третья его сбил немецкий истребитель, которым управлял Рудольф Мюллер.
Четвертая Сафонов был сбит огнем с собственных кораблей. Дело в том, что любой самолет должен быть уничтожен зенитчиками кораблей конвоя. Однажды даже сбили советскую "Аэрокобру", пилот выбросился с парашютом.
По приказу Командующего флотом проходящие военные корабли приспускают флаг, а личный состав, свободный от вахт отдает долг памяти летчику Северного флота дважды Герою Советского Союза Борису Сафонову.
Вторую Звезду Героя Сафонов получил посмертно 14 июня 1942 г., за три дня до гибели, он был к ней представлен. Ее присвоили за 19 сбитых самолетов лично и 3 - в группе.
Борис Сафонов навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка ВВС Северного флота, также полку присвоили его имя.
Спасибо за прочтение
Источники: Сафонов Борис Феоктистович, Самый результативный ас морской авиации - Борис Сафонов, Сафонов Борис Феоктистович дважды Герой Советского Союза