Первого марта – день экспертно-криминалистических подразделений МВД.
Экспертиза. Какой детектив сейчас обходится без неё? – спросим мы, перефразируя сентенцию из старого фильма. Немного отрезвляющей, строгой науки, среди бурных перипетий противостояния преступника и закона. Но вот с тем, кто призван добавить эту самую научную нотку, в кино имеются определенные сложности. Не совсем понятно даже как правильно называть этого персонажа: криминалистом, экспертом, экспертом-криминалистом? Может быть судебным врачом или, например, полицейским фотографом, а еще – земляным червяком.
Конечно, классические детективы в этом аспекте полностью самодостаточны. Шерлок Холмс – сам себе криминалист, уже по внешнему виду способный отличить грязь на Риджент-стрит от грязи на Пикадилли. Если надо, у него всегда найдется монография о датировке старинной рукописи с родовым проклятием или об исследовании табачного пепла. Доктор Ватсон, опять же, начеку – подскажет характер ранения и время смерти после оного. В крайнем случае, инспектор Лестрейд доставит на Бейкер-стрит очередную собачку для опытов. Внешний мир пока ничего не может предложить этой спаянной группе и, хотя мсье Бертильон пользуется большим авторитетом у людей с научным складом ума, Холмс прекрасно обходится без чужих наработок, ибо в собственных находится на десять шагов впереди.
Но время идёт, постепенно настойчивый мсье Бертильон начинает наступать на пятки представителям старой школы, предпочитающим изящную дедукцию рутинной криминалистической регистрации. Судебная наука в детективе превращается в эдакий «чёрный ящик», устройство, которое стабильно выдает результат, но что при этом происходит внутри, совершенно непонятно стороннему наблюдателю. Возникает потребность в некоем сведущем лице – а чаще, к сожалению, к почти безликой фигуре в белом халате, которая должна давать кое-какие пояснения «по ходу пьесы» или, исполняя роль призрака-обличителя, выпачканной в реактивах десницей, указать на убийцу.
Вся эта роль обычно сводится к репликам, типа «кушать подано»: эксперту нужно сообщить о том, что на теле имеются несомненные следы насилия либо, полное отсутствие таковых, и что смерть наступила между четвертью второго и тремя часами пополуночи. Реже туманные наукообразные фразы призваны окончательно сбить с толка дать зрителю или читателю информацию к размышлению:
«В чашке на столе жертвы обнаружен насыщенный водный экстракт камелии китайской, содержащий сложные производные фурана и следы гидроксипропантрикарбоновой кислоты. Он оставил нам зацепку, но что он хочет этим сказать?»
В конце концов, классическому детективу (в мятом плаще и старомодной шляпе) достаточно положить улику в пакет, и сказать что-нибудь вроде: «Немедленно отдайте это ребятам из лаборатории», и уже через несколько минут экранного времени следствие располагает не только отпечатками пальцев, но и любимой маркой парфюма, а так же примерным словесным портретом подозреваемого.
Однако такое совершенно не подходит для популярного в отечественном кино жанра: «милицейский детектив» - не истории с криминальной загадкой, а скорее разновидности «производственного романа», в котором, однако, отношения развиваются в отделении милиции. Тут нужно подходить изображению работы правоохранительных структур более реалистично.
Хотя, к примеру в детективе Свердловской киностудии "Лекарство против страха", несмотря на обилие деталей связанных с фармацевтической химией (по сюжету один из героев фильма - капитан Поздняков отравлен неизвестным психоактивным препаратом), обошлись совсем без экспертов в кадре. В одноименном романе братьев Вайнеров - первоисточнике картины, работе эксперта Халецкого и его коллег уделено такое внимание, что, казалось бы, убрать их не получится. Но авторы фильма поступили просто.
В одном случае, инспектор уголовного розыска поясняет генералу механизм действия транквилизаторов на человеческий организм, а в эпизоде с эффектно исчезающим подметным письмом, уже генерал Шарапов в исполнении Георгия Жжёнова подсказывает подчинённому в чем фокус. Генералы ведь не дураки, сами во всём разберутся.
Тем более, что юридически эксперт определяется как некое «сведущее лицо» – человек, обладающий глубокими познаниями в науке, технике и ремесле, привлеченный для дачи заключения. Не обязательно, но чаще всего это сотрудник специализированных подразделений Министерства Юстиции, МВД, Минздрава, Минобороны, МЧС, Следственного комитета, таможни или ФСБ.
Для многосерийных проектов всё же логичней иметь своего "дежурного эксперта" с фамилией, именем, отчеством и, самое главное, полноправным участием в оперативно-следственных действиях. Такой киноэксперт по сюжету должен уметь делать практически любые экспертизы, как киношный врач должен уметь лечить все болезни, ну или хотя бы в двух словах объяснить, что будет делать другой специалист, остающийся за кадром. От этого зачастую происходят забавные казусы, при которых один и тот же человек даёт заключения по самым разным видам экспертизы - баллистике, трасологии, химии, почерку, а в свободное время ещё и режет в ванной кроликов занимается аутопсией. А, поскольку руководство, курирующее экспертные службы, как и все люди, смотрит кино, иногда оно тоже начинает требовать таких подвигов от своих подчиненных.
Наиболее объемно в старом кино такой (вернее - такая) эксперт была показана в известном телесериале "Следствие ведут ЗнаТоКи". Пожалуй её роль в отечественной кинокриминалистике такова, что стоит посвятить ей отдельную статью.
(с) Роман Ужасов специально для kin0guru
#советские кинодетективы #тайны кино от kin0guru