Найти тему

Чего хотят новички, и как им это обеспечить

Я уже писала про адаптацию новых сотрудников (внизу статьи дам пару ссылок), но тема эта важная, поэтому напишу ещё))) Сегодня - не про технологические, а про психологические аспекты адаптации.

Итак. Чего обычно хочется новому сотруднику на новой работе, и как руководитель может это обеспечить.

Ощущать уважение к себе как человеку

Что делать руководителю?

  • Серьёзно относиться (в том числе выслушивать и отвечать на вопросы, если сотрудник с ними пришёл) и стимулировать на него других сотрудников.
  • Спрашивать, как дела (не формально, чтобы было, а искренне интересоваться, что и как происходит у нового сотрудника).
  • Уделять персональное внимание (пусть его будет немного, но оно будет).
  • Разбирать ошибки (причём первое время не в формате "ругать", а в формате обучения).
  • Обращаться за мнением/помощью (там, где уже ясна компетентность сотрудника, возможно, в тех областях, где он работал раньше, или где буквально в первые дни уже успел себя показать). Или как минимум позволять высказывать мнение тогда, когда его высказывают все.
  • Поздравлять с персональными праздниками, если таковые случились именно в начальный период работы в компании.

Чего не делать руководителю?

  • Не использовать иронию и сарказм (особенно если на первом этапе непонятно, насколько близок такой стиль новичку).
  • Не допускать «дедовщины» со стороны более опытных сотрудников (например, возложения на новичка каких-то "обслуживающих" моментов типа "сбегай нам за кофе").
  • Не обделять ресурсами по принципу «еще не заслужил».
  • Не демонстрировать предвзятое/пренебрежительное отношение (да что с него взять, он пока "ничего не понимает").
  • Не выделять из коллектива в отрицательном ключе (все идут на праздник, а новичок нет, потому что он ещё "не в коллективе").

Ощущать свою нужность как сотрудника

Что делать руководителю?

  • Давать важные (настоящие) задачи (а не "учебные", которые тут же, по мере выполнения, идут в мусорку).
  • Использовать знания/навыки новичка.
  • Приобщать к общим делам, мозговым штурмам, совещаниям и пр.
  • Заботиться, проявлять заинтересованность (обеспечивать ресурсами, уточнять, всё ли понятно, интересоваться результатами и возникающими идеями).
  • Давать положительную обратную связь, показывать, где новичок оказался полезен.

Чего не делать руководителю?

  • Не препятствовать инициативам и попыткам сделать дела, не забирать работу под соусом "он новенький, не справится".
  • Не забирать успех, обесценивая его формулировками типа "да просто повезло" или присваивая более опытным сотрудникам/самому руководителю.
  • Не игнорировать.
  • Не уходить в критиканство, даже если не всё сразу получается (конечно, при этом отслеживая количество неудачных попыток одного и того же).
  • Не сравнивать с другими (более опытными) сотрудниками в минус.

Ощущать развитие и успешность

Что делать руководителю?

  • Оценивать результаты, причём сравнивать новичка с самим собой, но вчерашним (как уже было в прошлом пункте, по сравнению с опытными сотрудниками он первое время может выглядеть не очень выгодно).
  • Хвалить за достижения, чествовать/награждать при наличии успехов. Если каких-то громких успехов нет, но есть постепенное движение - просто словесно это обозначать.
  • Обучать с помощью разных инструментов.
  • Постепенно усложнять задачи, подчёркивая это (вчера ты делал вот такой уровень сложности, сегодня пора переходить на такой).
  • Показывать перспективы профессионального роста (не путать с карьерным!), в частности, составлять индивидуальный план развития.
  • Помогать ненавязчиво и без снисхождения (ну что с тебя взять).

Чего не делать руководителю?

  • Не подчеркивать исключительно неудачи.
  • Не допускать полного отсутствия перспектив (да у нас особо никуда не вырастешь, да и после испытательного срока особо проекты интереснее не станут), в том числе ограждать новичка от опытных, но нелояльных сотрудников, которые любят понегативить.
  • Не обесценивать достижения (да, у новичка они могут быть небольшими), в частности, не позволять коллегам смеяться над результатами новичка.
  • Не ограждать от собственных ошибок (да, помогать в их исправлении, но показывать последствия и позволять самому с ними встречаться).

Ещё полезные статьи про адаптацию:

Добро пожаловать, или как правильно адаптировать новичка в компании.

Как отбить у новичка желание работать в компании. Анти-адаптация.

Вот так не надо)))
Вот так не надо)))