Найти тему
Советы юристов

О расследовании преступлений, связанных с незаконным воздействием на граждан со стороны сотрудников правоохранительных органов

Как констатировал в одном из своих докладов Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, «уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека, включая ратификацию соответствующих международно-правовых документов, но и наличием эффективного государственного механизма их реализации и защиты. Важная роль в этом отводится правоохранительным структурам, в том числе органам внутренних дел и учреждениям уголовно-исполнительной системы, сотрудники которых – нередко с риском для жизни – делают многое для защиты прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России…

Вместе с тем, используемые данными органами средства и методы работы, бывают неадекватны реальным потребностям человека, а в ряде случаев не соответствуют нормативным установлениям. Нередки случаи, когда сотрудники сами причиняют гражданину вред, нарушают его права и свободы, уповая лишь на силу как на главное средство осуществления служебных функций.

Большое число адресованных Уполномоченному жалоб, а также многочисленные сообщения средств массовой информации, правозащитных организаций, в том числе международных, свидетельствуют о том, что проблема приобрела общероссийский характер… и является оной из серьезнейших проблем нашего общества».

В тоже время, очевидно, что национальное законодательство Российской Федерации до настоящего времени не может обеспечить гражданам России надлежащих гарантий защиты от незаконных деяний органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, которые во многих случаях можно назвать преступными. Многочисленные документы правозащитных организаций также свидетельствуют о широкой распространенности и полной безнаказанности подобных проявлений, практикуемых практически в любой «непрозрачной» системе российского общества – милиции, следственных изоляторах и тюрьмах, армии, закрытых детских учреждениях.

Так, например, исследование, проведенное независимым «Аналитическим центром Юрия Левады» по заказу фонда «Общественный вердикт» показало, что «Индекс произвола правоохранительных органов в августе 2004 года по сравнению с июлем этого же года увеличился на 2, 9 %.

Об том же свидетельствует и проведенное нами исследование.

Так, в ходе опроса сотрудников правоохранительных органов и судов Тюменской области на вопрос, имеют ли место незаконные методы следствия и дознания, в том числе, пытки, со стороны лиц, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, были получены следующие ответы: никогда не применяются только 0,7 % к числу опрошенных; применяются часто – 56, 6 %; применяются, но достаточно редко – 17, 3 %; (остальные респонденты затруднились ответить на данный вопрос).

Незаконное воздействие на граждан чаще всего применяется для получения выгодных для лиц, производящих следствие и дознание, признаний от них. Это воздействие, как правило, выражается в длительном избиении, в том числе и резиновыми палками, являющимися одним из специальных средств сотрудников правоохранительных органов (удары обычно наносятся по голове, спине, пояснице в области почек, ногам и пяткам). Применяются и специфические методы, имеющие на профессиональном жаргоне работников правоохранительных органов собственные названия: «слоник» или «фантомас», «ласточка», «крутилка» и др.

Как выразился в интервью корреспонденту «Новой газеты» один молодой человек, подвергшийся пыткам со стороны сотрудников милиции, изобилующий показом нарушений прав граждан телевизионный сериал «Менты», - это своеобразная «Спокойной ночи, малыши». Только для взрослых.

Опасность незаконных методов воздействия на граждан в уголовном судопроизводстве, особенно, пыток, трудно переоценить.

По нашему мнению, эта опасность заключается в следующем.

1. Методы проведения следствия и дознания под пытками означают стремление сотрудников правоохранительных органов, применяющих такие методы, раскрыть преступление, совершая другое преступление, в некоторых случаях даже более тяжкое, чем то, которое они пытаются раскрыть.

При этом подозреваемые, обвиняемые либо свидетели по одному делу одновременно становятся потерпевшими по другому делу. А лица, которые по роду своей профессиональной деятельности были призваны осуществлять уголовное преследование, сами становятся подозреваемыми и обвиняемыми.

В качестве примера позволим себе процитировать выдержку из обвинительного заключения по одному из подобных дел: «…Оперативный уполномоченный уголовного розыска Б., действуя вопреки интересам службы, явно выходя за пределы представленных полномочий, находясь в служебном кабинете, требуя сознаться в совершении преступления, нанес множество ударов ногами и руками, а также закрепленным за ним специальным средством РП-73, по голове и телу несовершеннолетнего Ш. Кроме того, принудил Ш. снять с себя носки, после чего реечным ключом разжал зубы последнего и поместил носки в рот последнему. Также Б. высказал намерение засунуть в анальное отверстие Ш. резиновую дубинку и представить его (Ш.) «пятнадцатилетнюю попу» преступникам в камере.

Таким образом, Б., реализуя преступный умысел, причинил потерпевшему физическую боль и нравственные страдания, подвергнув его пытке, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению».

2. Думается, что те, кто пытает и применяет другие противоправные действия, поступают чаще всего не потому, что хотят причинить боль и страдания человеку, от которого хотят получить признание в чем-либо, а потому, что заранее уверены в его виновности. С другой стороны, человек под пыткой способен оговорить себя либо иных лиц, не потому, что виновен сам или виновны другие, а чтобы прекратить боль, унижения и страдания.

Таким образом, признания, полученные под пытками, подменяют совокупность уличающих, бесспорных и объективных доказательств по делу. Получив нужные им признания, лица, применившие незаконные методы ведения следствия и дознания, считают излишним далее утруждать себя и проверять другие версии случившихся событий. Когда же обнаруживается, что они ошиблись, доказательства по делу уже оказываются безнадежно утраченными.

3. Пытки и применение жестоких и унижающих достоинство видов обращения с подозреваемыми и обвиняемыми сеют в сознании людей ненависть к тем, кто защищает закон и порядок; разрушают внутренний барьер, удерживающий человека от противоправного поведения. Таким образом, пытая человека, сотрудники правоохранительных органов, часто этого не осознавая, сами превращают его в преступника.

Конечно же, уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает строгую уголовную ответственность за совершение должностных преступлений, связанных с применением к участникам уголовного судопроизводства насилия, пыток, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращению. Так, например, в соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ за совершение должностным лицом действий, явно выходящим за пределы его полномочий и повлекших существенные нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия или с угрозой его применения, указанное должностное лицо «наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет …». Часть 2 статьи 302 УК РФ за принуждение к даче показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего либо свидетеля, соединенное с применением насилия, издевательства или пытки, предусматривает лишение виновного свободы на срок от двух до восьми лет.

Однако положения этих статей не распространяются на действия третьих лиц, причиняющих боль или страдания по приказанию должностного лица или по сговору с ним, что широко распространено в России в форме так называемых «пресс-хат», которые имеют место в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

О многих таких преступлениях потерпевшие и очевидцы не сообщают вовсе, понимая бесполезность подобных заявлений. Тот же, кто все-таки решится пожаловаться прокурору на применение к ним недозволенных методов дознания и следствия, рискуют сами быть привлеченными к уголовной ответственности, т.к. в ч.2 ст.148 УПК РФ содержится требование обязательного возбуждения уголовного дела в отношении того, кто заявил, например, об избиении, если проверка такой факт не подтвердит.

Кроме того, чтобы привлечь лицо к ответственности за совершение должностного преступления либо за преступление против правосудия нужно, во-первых, установить его, а, во-вторых, доказать его вину, т.е. раскрыть и расследовать преступление. Результаты же проводимых правозащитными организациями и представителями средств массовой информации так называемых «независимых расследований» являются лишь поводами к началу прокурорской проверки фактов незаконного воздействия сотрудников правоохранительных органов на граждан, попавших в сферу административного либо уголовного процесса, но ни к коей мере не могут заменить уголовно-процессуального расследования таких преступлений.

Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".

Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, подписывайтесь на канал.

А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.

Мои контакты