Несмотря на экономический кризис и неоднократные пересмотры финансирования расходы федерального бюджета на комплексный план и национальные проекты в 2020 году заметно превысили вложения 2019-го. Но положение инициатив в рамках майского указа по‑прежнему «шаткое» и в очередной раз может быть существенно скорректировано.
Из нашего нового исследования можно узнать, на каком уровне было бюджетное исполнение комплексного плана и национальных проектов по итогам года? Кто оказался в условно «отстающих»? Как государство планирует финансировать мероприятия в рамках майского указа в ближайшие годы?
- Вопреки пессимистичным прогнозам бюджетное исполнение комплексного плана в 2020 году составило 99,4 % по сравнению с прошлогодними 88,4 %. До мероприятий и проектов плана довели 382,6 млрд руб, или на 75 млрд руб. больше, чем годом ранее. Исполнение даже самого «отстающего» из федеральных проектов — «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» — оказалось на уровне 97,4 % (без учета проектов, на которые не перечисляли средств вообще). А лидер — «Морские порты» — отметился исполнением в 99,9 %.
- Впервые за два года реализации майского указа комплексный план смог обогнать по бюджетному исполнению национальные проекты, у которых оно составило 97 %. При этом в 2020‑м в них попало на 36 % больше средств, чем в 2019 году, или 1,77 трлн руб.
- В отличие от 2019 года высокий уровень исполнения комплексного плана в 2020‑м был достигнут не за счет занижения планируемых расходов. В последнем квартале года их, наоборот, увеличили на 5 %, до 385 млрд руб. Больше всего получили федеральные проекты «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Европа — Западный Китай». Если расходы на первый выросли лишь на 10 % (почти до 222 млрд руб.), то на второй — вдвое (до 40,5 млрд руб.).
- Самый серьезный рост плановых расходов в четвертом квартале произошел у национального проекта «Жилье и городская среда»: на 42 %, до 169,2 млрд руб. У него же было самое высокое бюджетное исполнение — 99,7 %. В целом у 11 проектов из 12 исполнение было выше 96 %, а «аутсайдером» стал национальный проект «Образование» с 86,4 % освоенных средств. Непотраченной оказалась часть средств, предусмотренных на развитие сельских школ и отмену третьей смены обучения.
- Несмотря на оптимистичное завершение года, в 2021‑м и комплексный план, и национальные проекты могут ожидать серьезная корректировка и перекомпоновка. Например, железнодорожная часть комплексного плана может усилиться за счет новых федеральных проектов по развитию отдельных направлений (Центрального узла, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов), а «Внутренние водные пути», вероятно, станут отдельным национальным проектом. В целом власти планируют оставить ограниченное и реализуемое количество инициатив. Но это, на наш взгляд, может вновь привести к усилению роли госзаказа и недооценке возможностей проектного финансирования.
- На национальные проекты в 2021–2023 годах могут потратить 6,76 трлн руб. вместо уже запланированных ранее 5,66 трлн руб. Но, поскольку число самих нацпроектов и состав федеральных проектов могут еще поменяться, сравнение этих двух сумм не вполне корректно. Например, власти планируют вложить в «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 775 млрд руб. вместо ожидавшихся в эти годы 168 млрд руб., при этом в него войдут два новых федеральных проекта, перекликающихся по целям с «Коммуникациями между центрами экономического роста» (судьба которого в комплексном плане пока остается неясной).
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.