Забыл, отвлёкся, выронил — и остался без нужной вещи. А автобус, поезд или самолёт ждать «растеряшу» не станут, у них график. К счастью, мир не без добрых людей, и есть неплохие шансы снова обрести своё имущество. Рассказываем, куда нужно обратиться.
Всю Россию одной статьёй, конечно, не охватить, но на примере Москвы станет понятно, куда обращаться и в других городах. Тем более, в Москве и области проживает больше 10% населения страны, а в её аэропорты за неимением своих едут и жители всех соседних областей. Значит, и теряется здесь большая часть вещей.
Наземный транспорт
Оставленные вещи водители автобусов и трамваев сдают в диспетчерские на конечных пунктах. Осмотр салона входит в их обязанность между рейсами: ничего постороннего в них оставаться не должно. Если оперативно заметите пропажу и знаете, где «оборачивается» маршрут, можете успеть вернуть её в течение нескольких часов. После смены всё передаётся на единый склад забытых вещей Мосгортранса. Для получения нужно написать заявление с описанием потери, временем и маршрутом и предъявить паспорт. Хранятся предметы полгода, и никаких денег с явившегося владельца не возьмут.
Утерянные документы сразу передают в полицию, но сотрудник склада по имеющимся данным постарается сам найти владельца и сообщить ему, куда ехать за пропажей. С кошельками чуть сложнее: их сдают на склад пустыми, а деньги по описи поступают в кассу. Там их и можно получить обратно.
Маршрутные такси в Москве остались в ведении частных компаний, хотя и работают по единым стандартам с Мосгортрансом. Но их контактные данные придётся искать индивидуально. Проще всего — в салоне микроавтобуса того же маршрута узнать всё у водителя или найти объявление с нужной информацией (она обязана быть на видном месте).
Метро
С метрополитеном ситуация схожая с наземным транспортом. Документы точно так же сразу передаются в полицию, а вещи — в специализированные хранилища, всё бесплатно для потерявших, возврат происходит по предъявлению удостоверения личности, срок хранения до полугода. Отличия только в том, что у подземки складов два, а заявление можно подать в удобной форме — через мобильное приложение.
Железная дорога
Если вы оставили дорогие вам вещи в поезде дальнего следования, для розыска предусмотрена специальная форма на сайте РЖД. Нужно указать своё имя, номер билета, телефон, электронную почту, четыре последние цифры номера документа, по которому был оформлен билет, а также описание забытых вещей и указать предполагаемое место в вагоне, где они были оставлены. Затем имущество предложат опознать по фотографии. Поиск возможен в течение 30 дней с даты начала поездки. Как сообщает официальный сайт РЖД, с марта 2019 года, когда заработал сервис, вернули больше 40 000 вещей.
Для вокзалов и станций подобного сервиса нет. Придётся обращаться по телефону ЕИСЦ 8-800-775-00-00 или по электронной почте info@rzd.ru в надежде, что вещь передали дежурному. Там же ищите и оставленное в электричках. Честный пассажир, скорее всего, оставит её ответственному по станции.
Самолёт и аэропорт
Тут сложнее всего. Меры безопасности часто не позволят вам вернуться в самолёт, даже если вы хватились пропажи быстро. С другой стороны, там к этому моменту останется только экипаж. Можно попросить персонал аэропорта связаться с ним, и шансы обрести потерю неплохие.
Сама авиакомпания у себя находки не хранит: все они сдаются в аэропорты. Так, в Шереметьево это камеры хранения невостребованного багажа. Условия те же, что с городским транспортом: хранение бесплатное и длится полгода. А вот то, что забыто на территории аэропорта, передаётся в бюро находок. Там условия строже: всего до 30 суток, причём с третьего дня берут плату (270 рублей третий день, 70 каждый следующий).
В Домодедово и Внуково структура чуть сложнее, а деньги берут охотнее.
Аэроэкспресс
Компания — оператор экспрессов в столичные аэропорты завела свой склад забытых вещей на Белорусском вокзале. О потере можно сообщить по телефону горячей линии, сотруднику на стойке на вокзале или в аэропорту, а также через профили Аэроэкспресса в соцсетях. Заявление обработают не более чем за пять дней. О приезде за своей потерей нужно проинформировать сотрудников склада заранее, а по приезду обратиться на фирменную стойку на вокзале.
Такси
Обилие таксопарков и агрегаторов диктует разнообразие правил возврата вещей. Проще всего как можно оперативнее связаться с подвозившим вас водителем. У клиента всегда есть его номер телефона. Если заказывали машину через агрегатора, обращайтесь к нему: реальный таксопарк для вас всё равно останется неизвестным. И проще всего сделать это через мобильное приложение. У некоторых даже предусмотрен специальный раздел. Вариантов, скорее всего, будет два. Подъехать в таксопарк, куда водитель сдаст находку, или попросить его доехать до вас ещё раз, оплатив поездку (это ведь вы виноваты, что оставили вещь).
Улица
Есть шансы обрести утраченное, даже если потеря случилась абстрактно – на улице. В полиции принимают только найденные документы, для этого есть специальное подразделение. Обычные вещи правоохранители не держат. За ними обращайтесь наудачу на частные ресурсы в сети. Например, на сайт «Бюро находок» или группу в соцсети Вконтакте.