Хугин и Мунин - два ворона, спутники верховного скандинавского бога Одина. Они собирают для него сведения летая по миру людей - Мидгарду. Дошедшие до нашего времени рукописные источники датированы 13 веком, но молва о них шла намного раньше. В целом сейчас доступно несколько трактовок, что же обозначали эти вороны в мифологии.
Самая распространенная исходит из имен птиц: Хугин - мысль, а Мунин - память. В связи с этим их трактуют как некое проявление шаманизма, метафору путешествия сознания Одина по миру, а так же ассоциируют с духами-хранителями. В скандинавской мифологии таких духов называют фюльгья - некое доброжелательное к своему обладателю (порой целому племени), незримое существо женского пола и воплощенное в виде различных зверей. Самым частым толчком для этих теорий служит стих из "Старшей Эдды".
Хугин и Мунин
над миром все время
летают без устали;
мне за Хугина страшно,
страшней за Мунина, —
вернутся ли вороны!
Так же существует предположение, что вороны были соратниками Одина на поле боя, а так же помогали исцелять животных (старший бог так же слыл покровителем скота). На пользу "полевой" направленности играют распространенные скандинавские метафоры - кеннинги. Согласно им Хугин синоним падали, мертвечины. В одном из самых ранних сохранившихся рукописном тексте присутствует упоминание, что Хугин ищет повешенных, а Мунин убитых. Древние монеты пятого века часто изображают воронов рядом с лошадьми, подобное наталкивает исследователей на их "ветеринарную деятельность".
Ну и наконец наиболее пространная теория связывает Хугина и Мунина с волками Одина - Гери и Фреки. Один был не совершенен в своей человеческой ипостаси - одноглазый и сгорбленный старик, а его питомцы органично компенсировали его недостатки. Вороны видели дальше и больше чем он, а волки были быстрее и сильнее. Их тандем отражал древний быт скандинавов и их вероятное использование этих животных в качестве помощников на охоте.
Забавный факт: в древнесаксонской адаптации ветхого завета Одина заменили Христом, а его воинственных воронов на миролюбивого голубя.