Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Западный микрорайон Клина у местных жителей принято называть Чепелем. Это название прижилось по фамилии владельца чугуно–литейного завода Чепеля, который на дальней западной окраине Клина в 1897 г. этот завод построил.
Существуют три версии происхождения фамилии клинского заводовладельца. По первой это слово пришло из мадьярского языка, то есть фамилии Чепель и Шепель пришли из Венгрии. На острове с таким же названием расположен Будапешт. К тому же это довольно распространенная венгерская фамилия, и часть экспертов уверяют, что «ни к русскому или украинскому языку она отношения не имеет никакого...». Но это неверно. Топонимика центральной и восточной Европы в большинстве своём славянская, и до переселения угорских племён на территорию современной Венгрии там проживали славяне. По другой версии, фамилия Чепель имеет южнорусское происхождение и образована от прозвища, в основе которого чепель - «нож с надломанным кончиком». Этот чепель использовали для очистки волокон конопли, пеньки, из которой в северных губерниях России шили одежду, тогда как в центральных губерниях более распространенным материалом был лен. Прозвище указывает на род занятий предков. Ещё одна версия говорит о том, что прозвище Чепель произошло от глагола «чепать» - зацеплять, цеплять и придираться. Его давали человеку за придирчивый характер. Ещё слово «чепать» означало качаться, качать головой, ногой, а в некоторых говорах оно характеризует неустойчивую, качающуюся походку. Такое прозвище могли дать ребенку, который любил качаться на качелях, крутиться и болтать ногами за столом или медленно учился ходить. Важно, что фамилия Чепель не иностранная, а славянская, русская.
О клинском Чепеле и его заводе четко свидетельствует статистический сборник «Список фабрик и заводов Российской Империи», составленный под редакцией В. Е. Варзара по официальным сведениям отдела промышленности министерства торговли и промышленности в 1912 году за 1907-1912 годы и изданный в типографии Киршбаума в Санкт-Петербурге. В нём говорится, что Михаил Тимофеевич Чепель – потомственный почётный гражданин. В то время почетное гражданство было двух видов: личное, распространявшееся только на данное лицо и его супругу, и потомственное, принадлежавшее всем членам семьи. Награждение званием личного почётного гражданина могло быть испрашиваемо лицам всех сословий за оказанную ими на общественных поприщах полезную деятельность, продолжавшуюся не менее 10 лет. Звание же потомственного почётного гражданина могло испрашиваться лицам, состоявшим не менее 10 лет на тех же поприщах в звании личного почётного гражданина. Особые права и преимущества почётного гражданина заключались в свободе от рекрутской повинности, от подушного оклада, от телесного наказания, в праве именоваться во всех актах почётным гражданством, а также участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности и быть избираемыми в городские общественные должности.
В сборнике узнаём полное название клинского предприятия – «Чугунолитейный и механический завод» Клинского уезда, Селинской волости деревни Першутина». То есть завод располагался на земле, не входившей в то время в границы Клина. Завод вырабатывал разное литьё, различные малые детали в обработанном виде, а также приводы и приводные части. В России первое «литье чугунное, для делания пушек пригодное» относится к эпохе Ивана IV Грозного, а расцвет эпохи чугуна наступил в XIX-XX веках. В то время из него делали «мосты и трубопроводы, фонари и ограды, элементы архитектурного декора и несущие конструкции зданий. Кроме того, из того же материала отливали рельсы, детали станков, и двигателей». А также – чугунную посуду, утюги, отопительные приборы, печные принадлежности. Степень развития науки и техники литейного производства того времени оставалась на очень низком уровне. Чугунолитейный и механический завод Михаила Чепеля был небольшим предприятием, на котором работали 67 человек. В год они производили продукции на 50 700 руб. Заводу не нужна была вода в больших количествах, но на нём «использовался нефтяной (керосиновый) двигатель с числом сил 20».
Михаил Чепель место для завода выбрал рядом с железной дорогой. К нему в середине 20-х годов XX века провели железнодорожную ветку от дороги Клин – Новый Базар, где находилось товарищество Высоковской мануфактуры. Благодаря клинскому краеведу Владимиру Соколову и его другу, врачу, работавшему в спортивной школе Клина, удалось выяснить, где в Клину проживал Михаил Тимофеевич Чепель. До сих пор рядом с детской спортивной школой на улице Чайковского стоит добротный деревянный двухэтажный дом с большими окнами. Судя по его современному виду, изначально с правой стороны от парадного входа он имел один этаж, а второй, видимо, пристроен позже. По имеющимся данным, этот дом построен в 1903 г. Официально он находится по адресу Сосновский переулок, дом № 6. В нём в своё время находилась гостиница для спортсменов и тренеров. Истопником в этом здании работал в восьмидесятых годах XX века пожилой человек возрастом около 70 лет Александр Иванович Соколов, который и рассказал о том, что данный дом принадлежал владельцу чугунолитейного завода Михаилу Тимофеевичу Чепелю.
Сегодня пока больше никаких данных о нем найти не удалось. Клинчанам необходимо сохранить здание с историей для города, чтобы не получилось, как с домами на улице Трудовой, где снесены все здания типовой постройки середины XIX века. Дома ровесники Николаевской железной дороги. А ведь была целая улица середины XIX века, которую можно было бы музеефицировать. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) предлагало её сохранить. Но как всегда на это не нашлось денег. Впрочем, сегодня остается возможность сохранить старинные здания на этой улице для музейных целей. От исторического центра города, к сожалению, мало что осталось. И остается все меньше. А в таком замечательном маленьком городке Мышкин при переселении из ветхого жилья сохранены почти все деревянные дома жителей, и во многих из них открыты музеи, а на домах вывешены таблички с кратким описанием, какая семья из скольких человек жила в каждом из них. Мышкин сейчас известен поистине на весь мир и живет именно благодаря своим музеям. Он – пример, которому нужно следовать. Иначе от исторических русских городов ничего не останется. А в отреставрированном доме Михаила Чепеля можно было бы создать музей клинской промышленности, «отдав» комнату и самому заводовладельцу.
После публикации статьи на меня вышла правнучка М.Т. Чепеля, Наталия Владимировна, которая сообщила, что она внучка Владимира Михайловича Чепеля, младшего сына Михаила Тимофеевича, ушедшего из жизни очень рано в 56 лет, руководившего институтом газового хозяйства в Ленинграде, писавшего книги по специальности. Её мама внучка Михаила Тимофеевича жива. А ещё был старший сын - Михаил Михайлович, руководивший в своё время двумя театрами в Москве, театром Гоголя, а затем театром Моссовета, ушедший в возрасте 93 лет.
Кроме того о родных сёстрах М.Т. Чепеля – Елене Тимофеевне Боффе и Марии Тимофеевне Коробановой нашла информацию из архивов клинский краевед Лисицина Людмила Владимировна, занимающаяся историей образования в Клину. Мария Тимофеевна Коробанова (Чепель) преподавала в женской гимназии города Клин, её мужем был коллежский асессор 8 класса инженер – механик Коробанов. А мужем Елены Тимофеевны Боффе (Чепель) был владелец своего чугуно - литейного завода Боффе.
© Copyright: Томилин Михаил Леонидович , 2020