После повторяющихся голодоморов в 1920-40-е годы, начиная с 1950-х годов, продовольствие в СССР не было дефицитом.
Общественный договор
В отличие от Сталина, коммунистические правители, пришедшие после него, считали предотвращение голода существенной частью своего договора с населением. Выбор продуктов питания был узок, а порядок пополнения запасов весьма неоднороден, но начиная с хрущевской эпохи голодать уже никому не приходилось.
Хлеб считался главным продуктом, неспособность обеспечить население достаточным количеством хлеба считалась достаточным основанием для увольнения местного партийного босса.
Четыре категории
Весь СССР был разделен на разные сферы продовольственной безопасности. Я родился и вырос в Москве, городе, который принадлежал к высшей группе. Москва привыкла получать первые подборки всего подряд. В самом низу находилась “четвертая категория” - провинции, которые не могли рассчитывать на какие-либо поставки дефицитного продовольствия.
Дефицит
Массовая миграция в города лишила сельскую местность рабочей силы. Даже массовая механизация и внесение удобрений не могли компенсировать этого. Хрущев начал закупать продовольствие на Западе, за что его очень ругали советские патриоты. Но даже этого часто было недостаточно.
Настоящая проблема возникла тогда, когда Брежнев и его преемники начали закачивать в экономику лишние деньги. Это была тщетная попытка мотивировать людей работать более продуктивно. Но вместо этого лишние деньги опустошили рынок продуктов питания за исключением узкого перечня основных элементов продуктовой корзины, таких как хлеб, сахар, картофель и т. д.
Я помню, как продукты постепенно исчезали с полок магазинов в Москве на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Люди, успевшие постоять в очередях или имевшие связи (“связи” ) , справлялись с этим относительно неплохо. Как говорится, “полки были пусты, а холодильники полны”. В провинциях, однако, ситуация была намного хуже, и разочарование во власти было ощутимым.
Кризис
В рамках перестроечных реформ Горбачев предоставил государственным предприятиям большую свободу действий при принятии решений о повышении заработной платы и премировании их персонала. Но местные боссы в значительной степени саботировали его, и просто наводнили рынок большим количеством денег. Кроме того, местные боссы сдерживали поставки продовольствия в другие регионы.
Дефицит и проблемы с поставками нарастали как снежный ком. Полки в магазинах совершенно опустели. Было вновь введено продовольственное нормирование. Хотя никто не голодал, ущерб был очень велик.
Ниже приведены три продавщицы в Советском продовольственном магазине, готовые к работе в конце 1970-х годов. За ними - куски пшеничного хлеба. Слева-пакеты с кубиками сахара. Дама в центре держит совок с чем-то похожим на конфету.
Эти калорийные продукты считались чистой жизненной необходимостью. В мое время они, казалось, были на складе повсюду. Когда я ездил в Среднюю Азию по своей работе, я посетил деревни, где некоторые крестьянки буквально жили на хлебе, дешевых конфетах и чае. В местных магазинах больше нечего было купить. Мясо и другие вещи, которые их семья могла себе позволить по коммерческим ценам на рынке, шли на пропитание их мужчинам и детям.