Найти в Дзене
Белая Кошка

Нечего нищету плодить!!!

Оглавление

"Нечего нищету плодить!"

Случалось ли вам слышать такую фразу? Насколько вы считаете её справедливой? Уместно ли вообще давать кому-то советы, да ещё в такой категоричной форме? А если эта фраза сказана по отношению к себе?

Я выросла в сибирской деревне. Мой отец был алкоголиком и тунеядцем. Мать учительницей младших классов. В семье нас было двое. Я и старший брат.

Через дорогу жил одноклассник моего брата, Егор. Его семья была обеспеченнее нашей – мать работала на очень хлебной должности. Отец, хоть и выпивающий, всегда имел работу, да и дома не ленился. Можно сказать, жили они даже зажиточно. Имея лишь одного ребёнка – Егора, старались дать ему ВСЁ. Под «всем» понимались конфеты и жвачка, импортная одежда и колбаса подороже. Но никак не образование и воспитание. Любила его мама, тётя Валя, бросить фразу из заголовка: «Нечего нищету плодить!». Сама она очень гордилась тем, что у неё «хватило ума» родить только одного сына.

Трудно было не верить в истинность убеждений тёти Вали – на страну навалились девяностые. И, хотя у нас в деревне никто не голодал (свой огород и хозяйство выручали), но все мы видели отсутствие зарплат, пустые полки магазинов и появившихся вдруг вокруг криминальных элементов – они как тараканы повылазили из всех углов. Жить было страшно. Будущее казалось беспросветным.

Помню, как мама перешивала дедовы брюки – чтоб одеть моего брата к школе. Егор же всегда щеголял в новенькой одежде по размеру. Правда, мы этому не завидовали. А вот разным конфетам и сладостям – очень даже! Егор был жадным, и никогда не делился, даже когда у него просили. Мы с братом были гордыми. И мы даже не просили.

Время шло, Егор, закончив девять классов особо нигде не учился, занимался охотой и рыбалкой, жил в своё удовольствие маме на радость… Перед армией Егор закрутил любовь с девушкой Аней, чуть помладше его. Уговорил её жить вместе и привёл к матери. Через какое-то время он ушёл в армию, а Аня осталась жить со свекровью. Вся улица глядела, как «ездила» тётя Валя на Анютке! Сказать, что девчонку превратили в прислугу, это ничего не сказать! Сказка про Золушку просто отдыхает! Не выдержала Аня, и через полгода ушла обратно к матери.

Егор попал служить не куда-нибудь, а в Чечню! Ох, как причитала тётя Валя! Вся улица её жалела, все интересовались судьбой солдата – жив ли? Когда было письмо?

В этот нелёгкий для матери период, её муж внезапно ушёл к другой. Не с кем ей было, кроме соседей разделить печаль и беспокойство о сыне.

Но всё проходит, вернулся Егор домой, живым и здоровым. Хотел помириться с невестой Аней, да мать не пустила – сказала, что у Ани другой, и давно. Егор поверил матери. А та, чтоб окончательно отвадить его от Золушки-беглянки, познакомила его с молоденькой продавщицей из магазина. Продавщица была приезжая, красивая и милая девушка. Правда из неблагополучной семьи… Но тёть Валя решила, что сын после армии не будет строить семью, просто погуляет, а значит ничего страшного. В её понимании такие девушки для того и созданы, чтоб парням развлекаться. Звали эту продавщицу Машей.

Немного прогадала тётя Валя. Маша хоть и выросла с пьющими родителями, но себе такой жизни не хотела. Всегда она была чистенькой и аккуратненькой, мечтала о нормальной семье и ребятишках… Егору она очень понравилась, он быстро понял, как ему повезло – красивая, порядочная девушка, при этом без больших запросов и претензий. И Егор объявил матери, что хочет жениться. Тётя Валя кричала на всю улицу… Сын не стал скандалить. Просто собрал вещи и ушёл к Маше.

Вскоре Маша родила дочку, Алёнушку. Когда кто-то из знакомых пытался поздравить тётю Валю с рождением внучки, та начинала ругаться и говорить, что это не ребёнок Егора! Что Маша нагуляла девочку! И что она, тётя Валя, на порог не пустит ни Машу, не её нагулянного ребенка! Соседи осуждали тётю Валю – все знали Машу, ни с кем она не гуляла, кроме мужа, в деревне такие вещи не скроешь. Да и похожа девочка на папу, такая же смуглая и чёрненькая. Что наговаривать зря на молодую женщину?

Так они и жили – на соседних улицах, не общаясь…

Как-то, на пасху, выпивший Егор (а он любил выпить) пошёл гулять с женой и ребёнком. Ушли они далеко, за деревню, к озеру. Что пришло в голову пьяному парню, теперь никто и не узнает. Передал он дочку жене на руки и сказал: «Дай-ка нырну, глубину померю!». В Сибири на пасху холодно, не время купаться, но Маша не привыкла перечить мужу, взяла дочку и смотрела, как муж разделся и нырнул в воду… А обратно уже не вынырнул. Маша не могла ему ничем помочь – на руках маленькая Алёнушка, да и плавать она не умела.

Так и не стало Егора…

А тётя Валя неожиданно стала бездетной – ведь в молодости она не хотела «нищету плодить».

Очень постарела наша соседка после смерти сына… Всегда одна, ни детей, ни мужа… Большой, богатый дом – а она в нём одна. Ни работа её больше не радовала, ни деньги…

Постепенно, всё-таки она немного оживилась. Снова начала ездить в город на рынок, снова стала покупать вкусности в магазине, стараясь, как обычно, выхватить всё самое лучшее, даже если и из под носа другого покупателя.

Для кого же все эти её старания?

Скоро все узнали. Алёнушка, дочь Егора пошла в садик. Бойкая девочка охотно рассказывала каждому, кто готов был её слушать: «А вот у меня маеська, туеськая! Мне её баба Вая подаила! А это моя кукъа, баба в голаде купиля! А исё соколатку плиносит каздыдень!»

Не имея других родственников, тётя Валя наконец-то признала свою единственную внучку. И души в ней не чает.

Прошло уже много лет, Алёнка закончила школу, очень любит она и маму, и бабушку, на которую стала похожа как две капли воды. Мама её, Маша, родила её девочку. Тётя Валя молчит, забыла свою поговорку, о том, что нечего нищету плодить. Теперь она наоборот рада, что у её Алёнки есть сестрёнка, и с радостью привечает даже вторую неродную внучку.