Снова здорово, господа и дамы! И ещё один фильм с актёром Робертом Дюваллем - картина 2014 года, режиссёра Дэвида Добкина "Судья". Роберт Дювалл чем-то похож на нашего, советского актёра Анатолия Солоницына, такой же типаж, будто человек родился сразу пятидесятилетним. И хотя Солоницын, как мне кажется, всё же на голову выше (вспомните хотя бы маленькую роль алкаша в фильме "Мужики!", шедевр же) - американец Дювалл тоже хорош. А для американского кино - может быть, даже слишком хорош. Фильм "Судья" стал дебютным для на тот момент новой кинокомпании Роберта Дауни-младшего, и он, сыгравший тут главную роль, выложился по полной. А Дювалл играет здесь его отца, старого судью, и играет, как всегда великолепно.
Хэнк Палмер - адвокат, адвокат прожжённый, самоуверенный и удачливый. У него есть "Феррари", прекрасный дом, очаровательная дочка, правда вот с женой дело идёт к разводу... Прямо во время очередного судебного заседания на телефон Хэнка приходит аудиосообщение из которого следует, что у него умерла мама. Хэнк нехотя едет в родной городок, в котором не был 20 лет - на похороны.
Я видел штук двадцать американских фильмов, которые словно пытаются опровергнуть известные строчки Геннадия Шпаликова "никогда не возвращайся в прежние места", и возвращают своих героев в места, где проходила их юность. Но в фильме "Судья" есть нюанс - Хэнк ни на минуту не задержался бы в родном городке, если бы не несчастный случай: его отец вечером поехал в магазин и сбил человека. Судье, известнейшему и уважаемому человеку предъявлено обвинение в убийстве. Причём, в убийстве 1-й степени, то есть, с отягчающими обстоятельствами. Потому что сбил судья человека, которого когда-то собственноручно посадил на 20 лет, тот только вышел из тюрьмы. И самое главное - судья не помнит ничего о том, что случилось на ночной дороге.
Уголовное дело, заведённое на престарелого судью - не самое главное в фильме. Главное - отношения судьи с сыном, взаимные обиды и претензии. Когда-то Хэнк Палмер был отвязным молодым человеком, и отец-судья понимал, что, скорее всего, ничего хорошего из него не выйдет. И когда Хэнк под кайфом устроил автомобильную аварию, в которой пострадали его братья - отец, уже тогда будучи судьёй, отправил его в тюрьму для малолеток. Простить такое, конечно, очень трудно... Тем не менее, Хэнк смог окончить юридическую школу, и стать очень профессиональным адвокатом, и вопрос ещё - не жёсткость ли отца помогла ему поставить голову на место?
Чтобы защитить отца, сын-адвокат пытается по привычке применять разнообразные юридические трюки, которыми от отмазывал заведомо виновных людей - у него даже есть поговорка на этот счёт: "у невиновных нет денег на мои услуги". Но скоро понимает, что случай отца особенный, и наглостью и апломбом тут не победить. Отец рассказывает ему об адвокате, которого считает лучшим из людей, когда-нибудь им встреченных - тот защищал самых мерзких убийц, проигрывал суды, терпел издевательства от возмущённых жителей городка, но продолжал защищать всех, потому что закон для всех един, и для бродяги, и для судьи.
Длинный, может быть, слишком длинный фильм "Судья" - об американцах, и Америке, как стране Закона. Когда-то народом Закона были иудеи, они настолько поверили в силу человеческих законов, что когда Бог сошёл на землю, эти законы помешали им узнать его. И пафос отношения к Закону, как к инструменту, поправляющему, дополняющему божьи заповеди - в фильме сквозит, конечно, из всех щелей. И судья, который боится признаться в своей болезни, чтоб не отменили его решений за последние полгода - тоже считает себя кем-то вроде бога, творящего правосудие направо и налево. Тем более, что в судьбе сына он действительно сыграл роль демиурга - настроил сына против себя, но зато изменил его будущее. Но пафос этот - не только в юриспруденции, а во всех сферах жизни - нельзя вслепую следовать за буквой закона, какой бы выверенной она не была, всегда есть обстоятельства в законе неучтённые. Это, кстати, к вопросу о цифровом судопроизводстве.
"Судья" - сложный, глубокий фильм, он настолько насыщен важными или просто остроумными диалогами, что переводчики не всегда справляются - лучше всех, кажется, перевёл Юрий Сербин. Однако, в сердцевине своей этот фильм прост и понятен. Он о том, что быть лучшим, конечно, хорошо, но если для этого надо переступить что-то очень для тебя важное - то хрен бы с ним, с этим перфекционизмом, можно быть и не лучшим, а одним из лучших, тоже ничего страшного. Ещё и полезнее - меньше гордыни из тебя вылезет. Он о том, что простить всегда лучше, чем не простить, о том, что люди - сложные существа, каждый с ворохом воспоминаний, хороших и плохих, каждый со своей болью и несбывшимися надеждами, каждый со своими возможностями и своей оценкой (или переоценкой) этих возможностей.
На днях встретил женщину, Ирина, 67 лет, под газом немного, шла на почту за пенсией - попросила помочь забраться по обледенелой лестнице. За пять минут успела рассказать, что похоронила мужа и двух взрослых детей. Но сейчас вроде как всё нормально - и двойную пенсию получает (ещё Афган зацепила, и потом поучаствовала). Пытается пьяно флиртовать, улыбаться, но видно, что плохо ей - так плохо, что хоть бы до утра дожила. Капилляры на лице полопались, матерится - и тут же крестит и благословляет, худая, ходит с палкой, но когда-то, я уверен, была очень красивой, высокой и сильной женщиной. Чем я мог ей помочь? Угостил сигаретой, постоял, послушал, перекрестил в ответ. Кто умеет, помолитесь о ней - Ирина. Надеюсь, всё же как-то выкарабкается. Вот герои фильма "Судья" - выкарабкались же, утихомирились, успокоились. Басурмане, что с них взять...
В предыдущих сериях из 2010-х:
"Дело Ричарда Джуэлла"-2019
"Свободные люди округа Джонс"-2016
"Отцы и дочери"-2014
"Маргарет"-2011
"Неуправляемый"-2010
"Впритык"-2010
"Больше, чем друг"-2010
"Прислуга"-2011
"Вернуть Бена"-2018
"Проповедник с пулемётом"-2011
"Железная хватка"-2010
"Берни"-2011
"Рождественские хроники"-2018