"Нормальные люди своих детей защищают от комиссий. А ты чего добиваешься? Заберут твоего ребенка в психушку а тебя родительских прав лишат!" - на полном серьезе выговаривала мне бабушка . Ей простительно, все-таки почти 90 лет. Но боятся ПМПК многие, и совсем зря. Попробую объяснить на нашем опыте, что это такое и зачем нужно.
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия. Очень полезный инструмент для родителя. Почему? Во-первых комплексное обследование ребенка перед прохождением комиссии помогает точнее установить диагнозы. Во-вторых, для родителя комиссия носит рекомендательный характер, а вот для образовательного учреждения ( садика или школы) уже обязательный. Т.е. если по каким то причинам родитель не согласен с заключение комиссии, он с чистой совестью может его выкинуть. Никто никуда результаты не сообщает и не обяжет родителя выполнять рекомендации.
С какими мифами и страхами мы столкнулись лично...
1. Вот поставит вам комиссия УО или еще какой диагноз , потом не отмоетесь.
Во-первых комиссия никаких диагнозов не ставит в принципе. Диагнозы ставят медики. Задача ПМПК на основании полученных данных от медиков уже выстроить рекомендации для коррекции. Какие врачей надо пройти перед ПМПК ? - ЛОР ( слабослышащие, глухие дети, с разной степенью нарушения слуха ) , окулист ( за какой партой лучше сидеть ребенку с нарушением зрения это тоже к ПМПК), невролог , психиатр, выписка из истории развития от педиатра. Мы дополнительно прошли логопеда-дефектолога, для диагностики дисграфии и дислексии.
Во-вторых. Если какой-то из врачей ставит диагноз, тем более серьезный, надо бить в колокола и оказывать всю возможную помощь ребенку. Это куда важнее , чем родительские амбиции. Опять же просто так диагноз не нарисуют ( сомневаетесь в одном враче - всегда можно обратиться к другому специалисту). Никто если есть место простой педагогической запущенности УО не поставит, и если ребенок всего лишь нечетко проговаривает звуки в шизофреники его никто не запишет.
В третьих если все коррекция прошла успешно и ребенок выравнился, никто не будет ему продлевать спецпрограммы. Если у ребенка выравнилось зрение - никто не отправит его учится в школу для слабовидящих детей, и так по всем направлениям.
2. Вот оставят ребенка на второй год и программу для слабоумных дадут, что будешь делать?
Опять же вспоминаем рекомендательный характер ПМПК, и если мы не согласны с решением комиссии , просто никуда не отдаем. БЕЗ согласия родителя никто никуда ребенка не переведет. В большинстве случаев в этом и нет необходимости - дети остаются в своем классе и на своей программе, просто , к примеру, добавляется работа с логопедом в садике или школе (бесплатно!!) или психологом, изменяются те или иные требования при оценивании ребенка. ( к примеру дисграфика будут оценивать по большей части по устным ответам, и не будут снижать оценку за подчерк). Все такие нюансы прописывают в рекомендациях.
3. Ну вот сходили вы на ПМПК и что это вам дало?
Нам дало следующее :
- бесплатные занятия с логопедом-дефектологом в школе
- бесплатные занятия с психологом
- индивидуальную систему оценивания ребенка ( к примеру у дислексика в принципе не оценивается скорость чтения)
- подача материала исходя из потребностей ребенка ( на той же контрольной по математике учительница может попросить ребенка прочитать задачу, и если восприятия текста для него сложное - прочитать задание ему сама)
- индивидуальные занятия по предметам
- Расписание исходя из возможностей ребенка ( 1 индивидуальный, 2 урока с классом, часть предметов заочно)
Что не изменилось
- школа , класс, программа . Все в том же объеме, что у одноклассников
- отношение сверстников и учителей. Никто никакие ярлыки не вешает. Но тут конечно большая заслуга педколлектива
- Общие требование , как к ученику. Особенности-особенностями, но правила в школе одни для всех.
Так что по своему опыту скажем - очень полезный это ПМПК оказалось. И не такое страшное, как нас пугали. О том, как мы проходили комиссию и в каком порядке в следующий раз.