Найти тему
Морская коллекция

Миноносцы. Кошмары адмирала Портера. «Аларм» и «Интрепид»

Оглавление

Битва при Лиссе 1866 года наглядно продемонстрировала военно-морским теоретикам ведущую роль в современных сражениях такого архаичного инструмента как таран. Других способов потопить броненосец у моряков не было. Соревнование брони и снаряда на время остановилось за безоговорочной победой брони. Полный триумф броненосных кораблей продемонстрировала и гражданская война в США, где обе стороны ударными темпами наклепали их десятки штук.

Но соревнование нападения и защиты вечно. "Снаряд" обошел броню снизу, в 1866 году появился первый образец самодвижущейся мины(торпеды) Уайтхэда.

Идея объединения двух эффективных способов борьбы с броненосцами противника витала в воздухе. Всемирную известность получил британский таранный миноносец «Полифемус».

Идеальное оружие первого удара. Таранный миноносец. «Полифемус».

Но он не был первым. Молодой американский флот, даже в период застоя после окончания гражданской войны, опередил "владычицу морей". Более того, решение о постройке двух таранных кораблей с тогда еще шестовыми минами было принято морским департаментом еще в 1865 году. Их задачей было потопление вражеских судов тараном или шестовыми минами при обороне побережья или во время ночных атак на стоянки противника.

После окончания гражданской войны финансирование флота упало в разы и идея осталась в столе до лучших времен. Лучшие времена наступили при президенте Гранте, когда после смерти адмирала Фаррагута, пост начальника управления навигации флота 17 октября 1870 года достался Дэвиду Диксону Портеру, ставшему также вторым полным американским адмиралом. Неуемная энергия и страсть к реформам фактически сделали его главным по флоту.

Портер довольно скептически относился к мониторам, считая их слишком дорогими, маломореходными и уязвимыми для новых видов оружия. Особое впечатление на него произвело минно-торпедное оружие. Использование первых шестовых мин на маленьких паровых катерах было эффектно, но мало эффективно. Малый заряд таких мин лишь наносил броненосцам повреждения, в то время как сами минные катера становились легкой добычей артиллерии и стрелкового оружия противника. Как говорили, минные катера с шестовыми минами-это «пустая трата хороших людей».

Портер, вопреки стереотипам, не был полным ретроградом, и придумал как с помощью новейших технологий повысить эффективность борьбы с броненосцами. Пользуясь своим авторитетом он смог выбить из Конгресса даже в те темные для флота времена 250 тысяч долларов на постройку двух кораблей нового типа.

В 1874 году удалось спустить на воду первый из них. Он получил название USS «Alarm», в переводе-"тревога".

Концепция была предельно проста и логична, «Alarm» скрытно и бесстрашно атаковал противника на полном ходу всеми доступными средствами- первым шел выстрел в упор из установленного на носу корабля 381 мм гладкоствольного орудия системы Дальгрена, затем в борт противника тыкалась мина на 10-метровом шесте. Шест выдвигался из носового тарана и мина подрывалась с помощью электрозапала. Через несколько секунд после взрыва мины в борт противника вгрызался сам массивный носовой таран корабля длиной 9,7 метра.

-2

Добить упрямого супостата можно было бортовыми шестовыми минами, выдвигавшимися из дырочек в каждом боку.

-3

Маневренные корабли с бронированным двойным корпусом и водонепроницаемыми отсеками были гораздо менее уязвимы для пушек противника. Кроме того они были полностью обеспечены электричеством-освещение, внутренний телеграф, запал для мин. Большое внимание уделялось малозаметности- большая часть корпуса находилась под водой, а дымовая труба могла выдвигаться, при необходимости уменьшаясь вдвое. Бронирование обеспечивало защиту носовой части корабля при атаке. А для обороны на корабль устанавливались картечницы Гатлинга.

«Alarm» был полностью построен из железа и стал первым американским кораблем с полным двойным корпусом. Кроме того корабль получил необычную силовую установку-«колесо Фаулера (Мэллори)» в виде четырехлопастного горизонтального гребного колеса. Изменение угла атаки лопастей при вращении колеса позволяло мгновенно изменять направление движения корабля без помощи руля.

При испытании оказалось, что маневренность действительно кардинально улучшилась-корабль легко разворачивался на месте, только скорость была очень медленной. Вскоре оказалось, что двигатель сместился с опоры и кораблю срочно необходим капитальный ремонт.

"Аларм" во время достройки.
"Аларм" во время достройки.

Второй из портеровских кораблей получил название «Intrepid», в переводе бесстрашный. Его проект был подготовлен начальником Строительного бюро Исайей Хэнском. Он был спущен на воду 5 марта 1874 года. Крестной матерью его стала мисс Х. Эвелин Фротингхэм Пук. Это был более консервативный проект, без особых инноваций.

USS "Alarm". На схеме ещё с шестовой миной, в задней части видно хитрое колесо Мэллори.
USS "Alarm". На схеме ещё с шестовой миной, в задней части видно хитрое колесо Мэллори.

«Аларм» USS «Alarm» (Experimental Torpedo Boat) -New York Navy Yard, Бруклинская военно-морская верфь. Заложен 13 ноября 1873 года. Спущен на воду в 1874 году, сдан в эксплуатацию в 1874 году. Исключен 1885. Продан на лом 1897.

Водоизмещение 800 тонн. Размеры в футах и дюймах 158' 6" x 28' 0" x 10' 6". Скорость 10 узлов.
Вооружение- 1 x 381 мм орудие, 3 x шестовых мины.

*как построен

-6

«Alarm» планировалось применять для скрытной атаки вражеских кораблей, для этого он имел низкий, очень вытянутый силуэт с сильно выдающимся вперед огромным тараном. Из общей длины в 74-76 метров на таран приходилось 9,6-9,7. Таран из кованого железа опирался на широкий пояс 102 мм железной брони, прикрывающий носовую часть. Кормовая часть ничем не защищалась.

В выступающей части тарана располагался шест для мины. При атаке он выдвигался на 10 метров из-под тарана и мина подрывалась электрозапалом по сигналу с мостика.

Принцип действия шестовой мины.
Принцип действия шестовой мины.

При достройке корабль доработали под более современное вооружение-появившиеся самодвижущиеся мины Уайтхэда. Ее можно было выпускать через то же отверстие под тараном.

орудие Дальгрена.
орудие Дальгрена.

Для первого удара по врагу предназначалось 381 мм гладкоствольное дульнозарядное орудие Дальгрена. Для самообороны имелось четыре 9-фунтовых пушки и несколько картечниц.

В силовой установке вместо обычного винта было использовано гребное колесо конструкции изобретателя Фаулера, а затем Мэллори, обеспечившее кораблю высокую маневренность, но низкую скорость- около 10 узлов.

Из-за низкой скорости он не мог использоваться в реальных атаках-его расстреляли бы задолго до того как он смог бы приблизиться.

Интрепид в доке
Интрепид в доке

«Интрепид» USS "Intrepid". Boston Navy Yard, Charlestown. Заложен 1870. Спущен на воду 5 марта 1874 года. Вступил в строй 31 июля 1874 года. Исключен 9 марта 1892. Продан на слом 9 мая 1892.

Водоизмещение 1150 длинных тонн (1168 тонн). Вместимость 438 тонн. Размеры в футах и дюймах 170' 3" x 35' 3.5" x 11' 10". Длина 51,89 м. Ширина 11 м. Осадка 3,7 м.
Двигатели-две 2-цилиндровых паровых машины, 1812 л.с. 2 винта. Скорость 11 узлов. Экипаж 52 человека.
Вооружение- 4 x 24 фунтовых гаубицы, 5 x шестовых мины (носовая и четыре по бортам)

*как построен

«Интрепид» был на 15 метров короче и на треть шире чем «Аларм». 10 метров его длины составлял таран. При этом он был значительно тяжелее. Корпус его также был изготовлен из железа. Предполагалось, что более короткий корабль получит лучшую маневренность.

Первоначальный проект предусматривал вооружение тремя шестовыми минами, но появление самодвижущейся мины Уайтхеда (торпеды) заставило изменить проект. Торпеда выталкивалась длинным шестом через отверстие под тараном, которое также можно было использовать для шестовых мин. Боковые отверстия могли использовать шестовые мины на 9-метровых шестах под углом 45 градусов к курсу для добивания противника.

«Интрепид» был защищен полным броневым поясом по ватерлинии из кованого железа толщиной 127 мм. Горизонтальная защита отсутствовала.

Силовая установка была вдвое мощнее(1890 л.с), чем у «Аларм» и использовала обычные винты. Но скорость из -за обводов и водоизмещения была лишь немного выше -11 узлов. Кроме того для экономии топлива корабль нес парусное оснащение шхуны с двумя мачтами, что явно не повышало скрытность при атаке.

Вооружение состояло из четырёх легких 24-фунтовых гаубиц для обстрела палубы броненосца и стрельбы картечью по палубе и легким орудиям.

гравюры «Иллюстрации торпедной войны», опубликованная в «Harper's Weekly» 14 июля 1877 года
гравюры «Иллюстрации торпедной войны», опубликованная в «Harper's Weekly» 14 июля 1877 года
грав. «Столетие Йорктауна - Военные и военно-морские обозрения» по эскизам Дж. О. Дэвидсона, в «Harper's Weekly» 29 октября 1881 г.,  церемонии,  100-летию капитуляции брит. армии в Йорктаун,
грав. «Столетие Йорктауна - Военные и военно-морские обозрения» по эскизам Дж. О. Дэвидсона, в «Harper's Weekly» 29 октября 1881 г., церемонии, 100-летию капитуляции брит. армии в Йорктаун,

миноносец Джона Эрикссона Дестроер (слева) и рисунок USS Alarm (1874-1898) Фреда С. Коззенса, 1892 г., опубликованный в Нашем флоте - его рост и достижения, 1897
миноносец Джона Эрикссона Дестроер (слева) и рисунок USS Alarm (1874-1898) Фреда С. Коззенса, 1892 г., опубликованный в Нашем флоте - его рост и достижения, 1897

«Интрепид» стал первым американским кораблем, вооруженным самодвижущимися торпедами Уайтхеда. Но из-за низкой скорости был признан неудачным. Это подтвердили проведенные после вступления в строй испытания. Вскоре после возвращения в Нью-Йорк он был 30 октября списан в резерв. Ненадолго его мобилизовывали в 1875-1876. В конце концов морской департамент решил использовать корабль после переоборудования в качестве легкой канонерской лодки для Китая. 22 августа 1882 года корабль списали и передали Нью-Йоркской верфи для перестройки. Работы шли так медленно, что обследование 1892 года показало их полную нецелесообразность.

«Интрепид» был исключен из списка военно-морского флота, и 9 мая 1892 года продан на слом некоему Мэтью Гиллу-младшему из Филадельфии за $2,253.13.

В отличие от «Интрепид», фотографий «Аларм» сохранилось достаточно много.

-15

-16

Увеличенное изображение
Увеличенное изображение
-18

-19
Полутоновая репродукция фотографии корабля USS Alarm (1874-1898), сделанной во время стоянки на военно-морской верфи Нью-Йорка, около 1896 года.
Полутоновая репродукция фотографии корабля USS Alarm (1874-1898), сделанной во время стоянки на военно-морской верфи Нью-Йорка, около 1896 года.

"Аларм". с гребным колесом Фаулера.Alarm (1874-1898) в сухом доке на военно-морской верфи Нью-Йорка, около 1874 года.
"Аларм". с гребным колесом Фаулера.Alarm (1874-1898) в сухом доке на военно-морской верфи Нью-Йорка, около 1874 года.

«Аларм» стал основной экспериментальной площадкой для испытания торпедного оружия. Четыре года шли на нем отрабатывались условия применения нового оружия. Так как корабли были признаны неудачными и бесполезными, флот и Конгресс в газетах обвинили в расточительности на новомодные технические игрушки.

11 июня 1878 года командиром миноносца был назначен лейтенант Р.М.Г. Браун, который дал кораблю практически вторую жизнь. Энергичный Браун обеспечил кораблю такой пиар, что Конгресс выделил еще 20 тысяч баксов на модернизацию движителя. К июлю 1881 года колесо Фаулера заменили на колесо Мэллори, однако испытания на Гудзоне показали отсутствие прибавки в скорости. А бОльший диаметр колеса Мэллори -10 футов, еще и привел к ограничениям по глубине. В 1885 году корабль вывели в резерв.

После серии испытаний в торпедной школе ВМС США в Ньюпорте, Род-Айленд, корабль вернулся в Нью-Йорк и в 1891-1892 годах прошел переоборудование в учебно-артиллерийский корабль. Проект предусматривал установку шести скорострельных орудий Гочкиса, но о реальном перевооружении данных нет. Скорее всего переоборудование не помогло.

В 1897 году его исключили из списков флота и 23 февраля 1898 года продали на слом фирме Henry A. Hitner's Sons Company за $2,905.

-22

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам