Всем здравствуйте, и сегодня мы немного отойдем от документоведческих знаний, так как основной посыл будет для репетиторов нераспространенных предметов (да, речь не о просветителей математики и английского языка).
Меня зовут Карина, и я являюсь репетитором по документоведению и делопроизводству. С начала моей репетиторской деятельности я сталкивалась с многими проблемами обучения, а также были и грандиозные возможности. Про одну из которых я сейчас расскажу, показывая на своем примере.
Что люди представляют, когда слышат слово репетитор? Это:
Да, репетитор это будто что-то для ребенка или старшекурсника, которому нужна подготовка к ЕГЭ. Но я расскажу о тех, кто с детьми вообще не работает и не работал.
Я уже больше года репетиторствую взрослым дядям и тетям, немножко студентам, но часто сталкиваюсь с тем, что каждый воспринимает программу обучения по своему, хотя материал для каждого моего ученика - индивидуален.
Существующая стереотипность мышления мешает принимать знания. Нет, здесь не только указание в сторону учеников. Нет, здесь и моя ошибка в мышлении тоже. Переосмысливать сложно, ну просто потому что "Я же сделала материал, изучила его уровень практических знаний, подготовила документы, которые ученик должен отредактировать... Да что не так?" А не так тут то, что как бы репетитор не подстраивался под взрослого ума, во взрослом уме шестеренки движутся иначе чем у детей. Дети обучаем, потому что касательно репетиторов у них нет стереотипов, а у нас репетиторов, нет правильно видения взрослых студентов. Эти взрослые в любой момент могут перенастроить свои "хочу" и "я это не знаю, а вот это знаю".
А еще главный недостаток репетиторской деятельности для взрослого это то, что взрослому не все репетиторы дадут бумажку о получении знаний. Ведь большинству именно она и нужна. У меня как раз была ученица, которая вышла с декрета, хотела обновить знания в работе с документами и делопроизводственными процессами, прослушала одну лекцию и.... ушла, так как ей за большую сумму предложили корочку об окончании "Обновления знаний". Позже она вернулась и посчитала нужным оставлять комментарии и искать в моих словах огрехи и неточности. При чем ссылаясь на теоретический материал, который ей преподали на каких-то курсах, игнорируя то, что на практике мир совершенно другой. При чем тут репетитор, спросите вы? При том, что репетитор это не жестко выстроенная программа обучения, при том, что репетитор может по несколько раз возвращаться назад по темам, проясняя все нюансы, в то время как государственные и образованные на примере государственных программы не имеют возможности сделать развилку в ходе обучения. У курсов одна цель: дать сертификат/диплом.
Много, кто хочет такую бумажку, но как же выживать в этом мире репетитором нераспространённых (не школьных) предметов?
Создавать свой курс. Нет, не смейтесь. Это действительно один из вариантов развития репетиторской деятельности. Сейчас поясню.
Создавая свой курс (своя программа), вы обеспечиваете себе дополнительный заработок параллельно с теми, кто будет приходить обучаться к вам онлайн и офлайн. Люди любят слово "курс". А еще на курсе взрослый не будет включать неожиданные "хочу" и "я это знаю, а это нет". Т.е. тем самым вы преподаете любимый предмет по своей программе, и возвращаетесь к той теме, которую хотите дополнить столько раз, сколько захотите.
Какие фишки моего первого пилотного курса, который на период тестирования показал хорошие результаты:
1. Не забывайте в записи курса между абзацами теории задавать вопросы слушателю. Пусть вы не услышите ответа, но человек хоть немного подумает, или прогуглит. Примеры с моего курса "Профессия документовед с нуля": "Как вы думаете, кто отвечает за составление номенклатуры дел?" и "Как вы думаете, какие документы необходимо регистрировать помимо писем и приказов?". Второй вопрос особенно важен, так как я сама, будучи студентом, заметила, что в учебных материалах и программе акцент на регистрации лишь этих двух видов документов.
2. Решайте кейсы. Подобное редко встречается на курсах, где выдают бумажки. Пример с моего курса "Номенклатура дел с нуля": редактируем номенклатуру одной из учениц со старыми сроками хранения в соответствии с новым перечнем (2019 г).
3. Организовывайте не больше двух онлайн вебинаров для тех, кто прошел обучения по вашей программе. Так вы сможете дорассказать, что знаете и проверить эффективность курса, требующего со временем обновления информации.
Чем бы вы еще дополнили подобные курсы от репетиторов?
В заключение хочу отметить, что не будь хороших результатов тест запуска курса от репетитора, я бы не писала эту статью. Пусть она и звучит, как выговор обиженки, но репетиторам есть, что подчерпнуть.